Белорусское население в Виленском воеводстве Польской республики было сильно
русифицировано и привыкло к проповедям на русском языке. С отступлением русских
войск во время Первой мировой войны православные владыки покинули свою паству в
западном крае. Поэтому сердца многих крестьян обратились к церкви Вселенской.
Начались индивидуальные и групповые переходы в унию. Они обращались к латинским
епископам, которые посылали им для служения священников биритуалистов. Для
подготовки таких священников митрополит Эдуард фон Ропп, высланный из СССР за
антисоветизм, основал Люблинский миссионерский институт. В нем преподавал
протоиерей Александр Сипягин . Униональную работу в Польше вдохновляли отцы
Общества Иисусова, которые для работы с русскими и белорусами основали Восточную
миссию с центром в городке Альбертине Слонимского повета. Иезуитский костел был
перестроен: увенчан православным куполом и украшен иконостасом внутри.
Кроме того, после гражданской войны на территории Польской республики оказалось
много русских эмигрантов, среди которых начали униональную деятельность восточные
сыны святого Игнатия Лойолы. В Варшаве выходил журнал <Китеж> под редакцией о.
Антония Около-Кулака, а в Вильно - <К соединению>, который не только призывал
русскоязычных читателей к вселенству, но и воспитывал лояльность к Польской
республике. Регулярно созывались униональные съезды с участием духовенства
латинского и восточного обрядов.
Польская православная церковь обижалась и называла восточное служение
Католической церкви - <прозелитизмом>.
Русских, присоединявшихся к католичеству было трудно идентифицировать, ибо
<униатами> считали белорусов, <греко-католиками> - галичан. Иных определений
гражданские власти не признавали. Поэтому русские искатели вселенства назвали себя
просто <православными>.[22]
[22] К соединению, № 10, 1933.-С. 14.
|