Искатели Вселенства
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Вселенское православие Владимира Соловьева

Искатели Вселенства
 

В конце XIX века Российская православная церковь с множеством епархий, приходов, монастырей и заморских миссий была настоящим предводителем восточного христианства. В условиях изоляции от церкви Западной, многие ревнители правоверия полагали, что вскоре, благодаря славным успехам российского воинства церковь православная еще более расширит свои границы, приумножит свою паству и станет первенствующей не только на Востоке, но и во всей вселенной, по сравнению с которой сама церковь Рима будет весьма немногочисленной. Российский государь сердечно приглашал лиц иностранных исповеданий переходить в православие.

Одновременно, все больше русских людей путешествовали в Западную Европу, где поражались великолепию и всемирному размаху Римского католичества. Представителем Вселенского христианства в России было польско-литовское духовенство, лелеявшее мечту обращения схизматического русского народа к истинной католической вере. Владимирская дорога не зарастала благодаря регулярной высылке в Сибирь <ксендзов и бискупов>. Русская пресса заботливо подогревала атмосферу ненависти к полякам и их вере.

Российский философ Владимир Соловьев (1853-1900) полагал, что великий разлом христианства может быть залечен без отступничества от отеческой веры. Свои воссоединительные идеи Соловьев сформулировал в статье "Русская идея", вышедшей в 1888 году в Париже по-французски. Преодоление духовного кризиса русского православия он видел в воссоединении с церковью вселенской во главе с римским архиереем.

Великий философ считал, что русскому православному излишне формально переходить в католическую церковь. Однако, видя невозможность скорого соединения восточной и западной церкви, Соловьев по выражению своей сестры М.С. Безобразовой, "соединил их субъективно в себе". 18 февраля 1896 г , в воскресенье на второй неделе Великого Поста, в день памяти святого Льва Великого, папы римского, в Москве, в домовой церкви тайного священника Николая Толстого, Владимир Соловьев официально присоединился к Католической церкви. Он исповедался и прочитал Тридентский символ веры, при этом произнеся: <Я принадлежу к истинной Православной церкви, ибо именно для того, чтобы неповрежденное исповедовать истинное Православие, я, не будучи латинянином, признаю Рим центром вселенского христианства>. На следующий день после присоединения Соловьева о. Николай Толстой был задержан полицией, но вскоре бежал в Рим. Во время всероссийской переписи населения 1896-97 г. Владимир Соловьев указал свое вероисповедание как <православно-кафолическое>.

Владимир Соловьев умер 31 июля 1900 года, перед смертью исповедовавшись и причастившись у синодального священника Беляева. Согласно канонам, в случае смертельной болезни член Католической церкви может обратиться к священнику, не состоящему в общении с Римом для исповеди и причастия. В 1910 году о. Николай Толстой в "Московских ведомостях" официально заявил о присоединении Владимира Соловьева к Католической церкви, что вызвало шок среди последователей Соловьева. Предсмертное напутствие синодального священника они истолковали как покаяние раба Божия Владимира в совершенном поступке и возвращение в греко-российское исповедание.[1]


[1]Гаврилов М.Н. В.С. Введение к <Русской идее> Владимира Соловьева .-Бр.: "ЖсБ", 1964.- С.4

 
Искатели Вселенства
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017