Поезд пришел на вокзал «Арзамас 2» ночью. Меня встречают. Садимся в автомобиль и движемся на юг в Мордовию. Проезжаем мимо величественного белоснежного кафедрального собора, освещаемого прожекторами. На окраинах города силикатным кирпичом белеют новостройки. Огромный ангар базы стройматериалов. В селах Нижегородской губернии расстраиваются частные дома, вдоль дорог фары высвечивают груды кирпича и штабеля досок. Появились патриотические мысли в голове: «Вот и дождались возрождения России» и т.п. Поворот на Болдино. Сейчас Болдинская осень. Вот машину завибрировало, она заметалась по дороге, объезжая ямы. Это – граница с Мордовией. Светает, новостроек не видно. В первой попавшейся деревне нас встречает бетонный магазин советского периода с выбитыми окнами. Почерневшие, покосившиеся избы. Мордовия – скромная республика, поддерживаемая из Федерального бюджета, как говорит мой брат. Проезжаем через большой татарский городок Лямбирь. Главная новостройка – новая мечеть. Машина перестала дергаться, только тихо шуршали шины. Недавно, накануне приезда президента, все главные дороги Саранска были по-европейски заасфальтированы. Если прогуляться по столице Мордовии, то взору наблюдателя предстают благодатные плоды правления главы республики г-на Меркушкина. Центр города поражает великолепием новостроек в стиле «Пластиковые окна, белые стены и красная крыша». Кроме естественного архитектурного различия они объединены неким внутренним содержанием. Все они дело рук зодчих из фирмы «Стройзаказчик», во главе которого стоит родной брат предводителя Мордовии. Характерный почерк мастеров этой фирмы несет на себе часовня Александра Невского, освященная Патриархом во время визита в Мордовию. Для освобождения места под часовню городские власти снесли половину кинотеатра «Октябрь». Ранее в 30-е годы советские власти разрушили монастырь Петра и Павла, находившийся на этом месте и из его кирпича построили кинотеатр, гостиницу и типографию. От величественного монастыря остался лишь небольшой домик настоятеля, площадью около 200 кв. м., который после Перестройки был передан местному Владыке под одну из резиденций. Разрушение кинотеатра выглядело своеобразным возмездием за нечестие советского периода и символом покаяния властей. Сейчас правители Мордовии замыслили новый грандиозный проект: разрушить типографию, построенную из монастырского кирпича, и возвести на ее месте величественный Собор во имя Адмирала Ушакова. На месте предполагаемого котлована висит огромный транспарант, изображающий Основателя Христианства, возвещающего о грядущем строительстве храма. Рядом висит эскиз этого памятника церковный архитектуры. Произведение мордовских зодчих можно отнести к стилю «Новорусский ампир», здание будет снабжено пластиковыми окнами, красной крышей и золотым куполом из нитрида титана, который будут подпирать белые декоративные колонны, подобно тем, которые можно увидеть на современной гимназии №12 , также построенной «Стройзаказчиком». Обозревателя проекта поражает широта замысла и будущая щедрость благотворителей. О духовном состоянии жителей правящий Владыка Варсонофий, недавно сказал: «в большинстве своем наш народ пока ещё равнодушен к религии, бездуховен, или находится в бездуховной спячке, не задумывается о цели своей жизни. Вся жизнь сводится только к удовлетворению своих плотских потребностей. Наш народ исповедует следующую триаду, его интересует только пища, одежда, жилище. Плюс ко всему жажда развлечений; пьянство, блуд, погоня за материальным обогащением.» http://www.ordis.saransk.net/slovo1109.htm Ниже по улице Советской находится одноименная площадь с комплексом административных зданий, композиционно выстроенных вокруг памятника Ленину. Здание бывшего Обкома партии (ныне Дом Республики), построено на месте снесенной церкви. Несколько лет назад небольшой двухэтажный дом бывшей мужской гимназии был передан под главную резиденцию правящему Владыке. Недавно Преосвященный пристроил к особняку небольшой домашний храм. Пока православные жители Саранска не дождались осуществления своей мечты: снести памятник Ленину и на его месте восстановить Спасский собор. Статуя вождя доминирует на площади: он обращен к Дому Республики передом, к епархиальному управлению задом, одесную находится местное законодательное собрания, слева городские власти. Возле епархиальной резиденции подметает женщина в платочке и странным выражением на лице. Лимузина Владыки не видно. Как пишут газеты, он отбыл в Германию в составе мордовской делегации, чтобы освятить стенд республики на международной выставке и установить контакт с православными христианами в диаспоре. Ангела-Хранителя в дорогу. Пройдя вверх по Советской, можно увидеть главную православную святыню Саранска – Иоанно-Богословский храм, в котором возносят молитвы верующие с времени царя Алексея Михайловича. Лишь в советское время он был закрыт на полгода, но потом верующие добились его открытия. Многочисленные ставленники[1] прошли через его престол. За десятилетие своего служения в епархии Преосвященный рукоположил несколько сот чающих священства, как можно предположить, глядя на официальный сайт: Вход в ограду с западной стороны несколько загораживает черный лимузин «Ауди», стоящий на настоятельском месте. У прежнего настоятеля о. Максима, постригшегося в монашество, была «шестерка», которая компактно умещалась возле сторожки. Войдя храм, можно буквально ощутить святую намоленность его стен. Таинственно висит кадильный дым, неспешно идет к концу Божественная Литургия. Служат 2 священника, более опытный показывает практиканту какие движения нужно совершать в алтаре и тыкает пальцем в служебник, откуда следует читать службу. Несколько человек стоят возле главного иконостаса, внимая службе. Остальные толпятся возле свечного ящика, обсуждая, что лучше купить. Летящей тенью в алтарь проскользнул настоятель отец Александр Судаков, родной брат владыки. Сквозь Царские врата видно, как он шепчется со священниками, грозит им пальцем. Служащие что-то шепчут в ответ. Потом настоятель вышел на солею и поманил к себе пальцем несколько старушек. Старушки подбежали на цыпочках, и он сказал им про панихиду после Литургии. Они радостно закивали платочками. А служба тем временем подошла к концу, служащий иерей сказал назидательное слово про христианскую любовь и вынес Святый Крест для лобызания. Далее, пройдя по Советской мимо Драматического театра, внизу взору прохожего предстает большой храм с многоэтажной пристройкой. Это епархиальное духовное училище, которое существует уже 5 лет трудами бессменного ректора отца Александра Пелина, местного уроженца. Он был рукоположен сразу после армии в то далекое время, когда образовалась Мордовская епархия (1991 г.). Для духовной жатвы требовались делатели. После месячного стояния на клиросе ставленника рукополагали, а после служения сорока Литургий отправляли на приход. Основным требованием было умение читать по-славянски. Вскоре Мордовская епархия наполнилась священнослужителями. Вместе с тем пензенская священническая династия Судаковых, к которой принадлежит архиепископ Варсонофий, сохраняет в своей среде высокие образцы духовного образования: как написано на сайте, Кирилл Александрович Судаков, скорее всего родной племянник владыки, учится на дневном отделении Самарской семинарии. Сам Владыка стационарно закончил семинарию и академию, защитил диссертацию в советское время. Отец Александр несмотря на молодой возраст энергично взялся за ниву Господню: пытался создать курсы катехизаторов, заказал стальную бочку для крещения в полное погружение, редактировал епархиальную газету, боролся с неправославными христианами, создавал молодежное движение. Наконец, его силы раскрылись при создании Духовного училища. По телефону он рассказал, что в этом году провел первый профилактический православно-скаутский лагерь. Газеты ежедневно сообщают о перестрелках в городе. Члены юго-западной преступной группировки сводят счеты друг с другом. Каждый день в больницу доставляют юношей с огнестрельными и ножевыми ранениями. Милиционеры отнимают у них автоматы и пистолеты. Шальные пули попадают в прохожих. Правоохранительные органы ничего не могут сделать. В Саранск поехал генеральный прокурор, чтобы придать милиционерам новый импульс, но, как показывали по телевиденью, возле Рязани его поезд хулиганы обкидали камнями. С ним приступ случился.Так он до Саранска и не доехал. Мысленно пожелаем отцу Александру удачи в профилактике молодежной преступности. Это будет нелегко: в городе большая безработица, остановилось большинство заводов, мелкий бизнес ушел в Нижний Новгород и Пензу. Вновь автомобиль несется по трассе, проезжаем большое мордовское село Старое Шайгово. Московский предприниматель, уроженец села, пробурил здесь скважину и разливает минеральную воду с непонятным названием «Брадо», причем в англоязычной версии написано «Bradoc». На этикетке стоит благословение правящего Архиерея, с помощью которого эта вода намеревается потеснить на рынке раскрученную торговую марку «Святой источник» владыки Александра Костромского. Мы приезжаем в село Сивинь, по московской дороге. Это удивительно красивое место: чистая река прорезает песчаные холмы, поросшие сосновым бором. На самом возвышенном месте находится сельское кладбище, утопающее в листве. Там лежат мои предки. По дороге на кладбище встречается часовня. Она была построена на обломках социализма несколько лет назад. Это простой сруб, увенчанный куполом. Внутри ничего нет, даже пола. Во время строительства местный совхоз полностью развалился, его имущество разошлось. Достраивать часовню некому. Со стороны смотрится красиво: голубой купол из золотой листвы. В воскресенье возвращаемся машиной в Саранск, заезжаем на службу в ближайшую сельскую церковь. Литургия совершается в бывшей сторожке храма. Остальное здание слишком огромное, чтобы его отапливать. Местный священник – настоящий подвижник, который выживает благодарю собственному хозяйству. На службе поет четверо бабушек. Присутствует семейная пара с ребенком. Они поочередно выходят со священником в притвор исповедоваться. После Литургии служится Панихида. На колокольне храма заметно подобие лесов. Настоятель своими силами пытается восстановить огромный храм. Вериться, что рано или поздно ему это удастся. Вскоре садимся в поезд, который несет меня в Сибирь. Я мысленно молюсь за благополучие этой земли, за ее власти и людей. Мимо проплывает громадная церковь в селе Монастырском. Вспоминается история, рассказанная лютеранским пастором Алексеем Алешкиным про этот храм. Когда храм был восстановлен на бюджетные средства, мэр города пригласил пастора Алексея и добровольца финна Кейо Викмана на Пасхальную службу. На мероприятие по команде была собрана вся правящая номенклатура. Чиновники с большим трудом выстояли всю службу, содержание которой было для них непонятно. По окончании Литургии Владыка и его приближенные прошли через храм, сели в лимузин и уехали. Номенклатуре забыли дать команду разойтись. Начальствующие уставились на иконостас и не знали, что делать дальше. Тогда на солею поднялся лютеранин Кейо Викман и рассказал собравшимся о значении праздника Пасхи. Они его шумно поблагодарили за разъяснение. http://www.elcingria.spb.ru/news_ingr.htm. В окне поезда мелькнула река. Это Сура, Мордовия кончилась.
Саранск-Омск, сентябрь 2002 г. Свящ. Сергий Голованов |
||||