Вселенство - новости Кафолического Православия
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Владыка Андрей Катков, епископ Навплийский

В гостях у Московской Патриархии

(август - сентябрь 1969 г.)

 

Доклад  на II съезде духовенства, монахинь и мирян, подвизающихся в Русском Апостольстве, 1970 г.

Когда я начал мое путешествие в Россию, в августе 1969 года, я совсем не знал, как оно пойдет и в какую форму выльется. В одном я был уверен, что пройдет оно хорошо, потому, что я лично был приглашен Отделом Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии в лице его Председателя Митрополита Никодима  и его заместителя Владыки Ювеналия  .

Но то, что произошло, поразило меня, так как превзошло все мои ожидания. Я ограничусь только моими духовными впечатлениями, оставляя все другое в стороне. Собственно, это и было главной целью моего стремления - увидеть, наконец, духовную жизнь русского человека, живущего у себя на родине и узнать воочию, каково его отношение к верующему соотечественнику, живущему за границей и принадлежащему к Католической Церкви.

Известно, что в результате экуменического сближения, Русская Церковь с почестями встречала многих представителей Католической Церкви и проявляла в отношении их воистину братски-христианскую любовь. В этом, до известной степени, нет ничего удивительного.

Но вот у меня в душе поднимались не сомнения, но некоторые недоумения. Ведь я - русский, родившийся в России, крещен в Православной Церкви. А в наши дни, как в Католической Церкви, так и среди православных, вопрос о судьбе и роли восточных католиков стоит остро. Что с ними делать, как к ним относиться, имеют ли они место в экуменическом сближении? На все это я отвечу кратко, только фактами из моего путешествия, которые сами будут говорить за себя.

По приезде моем в Москву, меня сразу пригласили посетить некоторые приходские церкви. При входе настоятель встречал меня и подходил под благословение. Также и молящиеся. Меня сразу провожали в алтарь через открытые Царские врата, чтобы приложиться к Престолу. Если совершалось богослужение, я приглашался в алтарь, где мне предлагалось боковое архиерейское сидение с орлецом. Сослужащие по одному подходили под благословение. Если служил Владыка, то он меня приветствовал первым. После причастия мне подносилась теплота и просфора в знак нашего братства во Христе. Несколько раз в конце службы служивший Владыка просил меня благословить молящихся, а иногда и сказать несколько слов. Хор или молящиеся пели мне «Исполла эти деспота». При выходе из церкви часто молящиеся отдельно просили меня благословить их. Можно представить, какое впечатление все это оставляло на душе, особенно эти встречи с духовенством и молящимся народом.

Мое посещение Псково-Печерского монастыря совпало с праздником Успения Божией Матери - престольным праздником монастыря. Крестный ход исходил внутри стен монастыря при большом стечении народа. Я выстоял богослужение и шел за иконой сразу после служащего духовенства. Владыка Иоанн Псковский    - большой сторонник сближения христиан. За праздничной трапезой по его повелению было произнесено многолетие Павлу VI, Папе Римскому. Хор и вся братия торжественно пропели многая лета. Не верилось своим глазам, было что-то новое и радостное во всем этом.

Посещение Троице-Сергиевой Лавры - незабываемо. Это - душа верующей России. На службе я был принят таким образом, как я уже описал. Был прием у настоятеля обители, а после этого у ректора Академии. Соборы и патриаршие покои были для меня открыты. Отрадно было видеть богомольцев, так напоминавших былые времена. Они были самого разнообразного и, вероятно, многие из них пришли издалека. Их было много у освещенной свечами раки с мощами Святого Сергия. Студенты были на каникулах.

Напротив, в Духовной Академии Ленинграда, мне пришлось присутствовать на открытии учебного года. После молебна Владыка Никодим произнес слово старым и новым студентам о значении христианского единства. По окончании молебна он попросил меня благословить новичков, которых было более шестидесяти.

Одесса. Меня поместили в гостиной Успенского монастыря. Было приятно побывать среди монахов и разделить с ними, хоть и временно, их жизнь. Семинаристов еще не было, но предвиделось увеличение их числа с началом года, так как шли постройки новых, добавочных зданий. В воскресенье я присутствовал на службе Архиепископа Сергия   в Кафедральном соборе в городе. Владыка представил меня молящимся. Там же я видел особо приготовленную купель для крещения, в которой горячая вода всегда готова в любом количестве. Видно - немало крещений в Одессе.

А на другой день, вместе с сопровождавшими меня, я присутствовал на Мессе в римско-католическом костеле Одессы. Настоятель устроил это особенно торжественно.

Наконец, в Одессе же я был принят отдыхавшим там, ныне покойным, Святейшим Патриархом Алексием  . Он лично пожаловал мне четки со своей собственной руки, а также даровал мне панагию. Думаю, что для каждого русского человека, такая встреча имеет особое значение. А мне и не снилось, что в моей жизни я буду иметь такое счастье.

В России мне сказали, что я - первый католический епископ за много лет, который посетил Сибирь. А мне еще и лично было исключительно приятно и важно посетить мой родной город Иркутск, который я покинул в раннем детстве и ничего о нем не помню. Поездка в Иркутск была для меня большим подарком от Патриархии. Во время остановки самолета в Омске меня встретил на аэродроме лично Омский Епископ, Владыка Николай   с большим радушием. А в Иркутске я был гостем Владыки Вениамина  . Был у него в монастыре два раза, а также на богослужении в большой городской церкви. По реке Ангаре меня довезли на «Ракете» до озера Байкал, а там нас уже ждал Владыка с настоятелем маленького таежного прихода. День, проведенный с ними, навсегда останется в моей памяти, и эта церковь на берегу Байкала, очаг веры. Так свершилось одно из моих больших желаний.

Но неожиданностям не было конца. С помощью сопровождавших меня отца Протоиерея Рожкова и А. А. Владимирова из Отдела Патриархии, я нашел в архиве записей книгу крещенных в 1916 году. А в ней - запись о моем крещении и миропомазании. Тому, кто не знал всю жизнь, сохранилась ли еще таковая, было трепетно воочию увидеть и прочесть это впервые, после свыше полувека. Пути Господни неисповедимы. Кто-то в шутку сказал, что теперь можно пропускать ектенью об оглашенных. Отыскал я и Покровскую церковь, в которой был крещен. Она стоит без купола, но свежевыкрашена в белый и зеленый цвета. Служит складом, но посмотреть на нее, хотя бы и в таком виде, мне очень хотелось.

Я был в гостях у Московской Патриархии всего двадцать девять дней. Посетил восемь больших городов и другие менее крупные населенные пункты, где продолжается церковная жизнь, В моем путешествии я имел встречу с одиннадцатью иерархами. За все это время я встретил воистину братское отношение. Дай Бог, чтобы все, верующие во Христа, встречались бы так между собой. Будем надеяться, что плоды сближения между церквами будут множиться и зреть на общее благо.

Архив  Экуменического Центра в Мюллиярви (Финляндия) Доклады II съезда в Русском Апостольстве подвизающихся духовенства, монахинь и мирян. – Рока-ди-Папа 5-8 октября 1970 г., машинописная копия, -Сс. 8-10.

 
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017