Вселенство - новости Кафолического Православия
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

ДЕРЖАТЬСЯ ИИСУСА ХРИСТА: Интервью о. Сергия Голованова журналу СЛОВО ВЕРЫ Омской церкви ЕХБ

 

Об авторе

Отец Сергий Голованов – священник Греко-католической церкви, декан Омского католического деканата. Родился в 1968 году в Саранске (Мордовия). В 1994 году окончил Греко-католическую духовную семинарию в Ивано-Франковске и был посвящен в сан пресвитера византийского обряда. В том же году вместе с семьей переехал в поселок Саргатское Омской области. В 1995 году организовал придел византийского обряда в честь Святых Кирилла и Мефодия в саргатском римско-католическом храме Святой Терезы от Младенца Иисуса и украинский греко-католический приход в городе Омске. Женат, имеет четырех детей.

О том, кто такие греко-католики и как они появились в Омске

Греко-католики – название, сложившееся исторически. В Австрийской империи так называли тех православных христиан, которые признавали первенство папы Римского. Сначала, когда часть Польши вошла в состав Австрийской империи, их называли «соединенными» (по-польски – «униатами»), в отличие от «несоединенных» православных – «дезуниатов», которые папу Римского не признавали. Позже появились и другие названия: христиан латинского обряда стали называть римо-католиками, а христиан греческого обряда – греко-католиками. Сейчас название «греко-католики» устарело и не отражает сути нашего вероисповедания, поскольку мы никакого отношения к Греции не имеем. И хотя наш обряд греческий, но богослужения на греческом языке не проводятся, тем более что у нас с Грецией нет никакой географической связи. Даже там, где Греко-католическая церковь является церковью большинства – на Западной Украине, поднимается вопрос, что название «греко-католики» не отражает реальности, и это особенно очевидно при его переводе на европейские языки. Во всяком случае, верно то, что слово «греко-» относится к греческому православному обряду, а «католики» – к нахождению в единстве с Католической церковью. В Омске греко-католики появились в результате депортации 1947 года, когда в целях укрепления советской власти из Западной Украины было выселено приблизительно десять процентов населения. Дело в том, что население Западной Украины активно сопротивлялось коммунистам, которые не признавали частную собственность и религию. В целях устрашения и была произведена высылка людей, порой не представлявших никакой опасности для власти, просто они попали в списки на высылку. Омск был одним из центров такой высылки, где первые десять лет высланные украинцы работали на военном заводе в качестве бесплатной рабочей силы и жили в лагерях на территории завода. Даже после 1956 года, во время хрущевской «оттепели», многим из высланных было запрещено возвращаться в Западную Украину. По советским законам Греко-католическая церковь была официально запрещена вплоть до 1989 года, причем основанием запрета было то обвинение, что «Греко-католическая церковь во время Второй мировой войны сотрудничала с гестапо». Это обвинение было совершенно бездоказательным, но так было написано в газете «Правда», и этого было достаточно. Регистрировать греко-католические приходы было разрешено только со времени горбачевской «перестройки». Поскольку после распада Советского Союза в Омске остались выходцы из Западной Украины, которые были крещены в Греко-католической церкви и считали себя греко-католиками, здесь был зарегистрирован украинский греко-католический приход. Сначала мы собирались в римско-католическом приходе, совершая литургию после латинской мессы, но со временем это стало достаточно проблемным, т.к. римо-католикам тоже нужно было много времени для своих служб и мероприятий. Благодаря финансовой помощи наших братьев по вере – греко-католиков из Украины и Германии, нам удалось приобрести два старых дома на углу улиц Омская и 23-я Линия, где с Божьей помощью мы смогли устроить молитвенный дом. Здесь мы имеем возможность собираться по субботам, воскресеньям и в христианские праздники, совершать наше главное богослужение – Божественную литургию, или вечерю Господню. Божественная литургия – это наш духовный центр, вокруг которого строится вся жизнь общины.

Взаимоотношения греко-католиков с другими конфессиями

Формально мы находимся в единой организации с римо-католиками, хотя наши религиозные обряды и духовная практика очень сильно отличаются. Отличаются так, что большая часть католиков, особенно тех, которые чаще всего обращают внимание на детали, не верят, что греко-католики находятся в составе Католической церкви! И хотя в богослужениях мы постоянно упоминаем папу Римского, по своей форме они не похожи на богослужения современной Римско-католической церкви. Здесь надо заметить, что Католическая церковь сегодня очень многообразна – часто настолько, что члены одной организации очень сильно отличаются между собой и обрядностью, и духовностью. Что касается Омской области, то тут существует Омский католический деканат, куда относятся католические приходы как латинского, так и византийского обряда. С Московской патриархией Русской Православной Церкви у нас нет никаких отношений, и это очень хорошо. Люди, которые ее возглавляют, и ее епархиальное руководство на местах – это, если можно так выразиться, люди с весьма своеобразными взглядами. Мы считаем, что не следует вторгаться в их особый мир, и это самое лучшее, что может быть в отношениях между нами. Мы надеемся на Божью благодать, и если Господу будет угодно, то он нас соединит. Вообще же мы себя считаем православием, называя себя православными христианами, и с нашей точки зрения, православие – это мы. Наша вера православная, и я бы ни секунды не находился в Католической церкви, если бы не считал себя православным! Меня в Католическую церковь привело православие, но наша церковь византийского обряда называет себя «православием в единстве с Римом», в отличие от православия Московского патриархата Русской Православной Церкви – «православия против Рима». У нас нет никаких отношений с епархиями Московского патриархата Русской Православной Церкви, поскольку в советское время большой экуменический контакт между Римской католической церковью и Московской патриархией был возможен только с целью уничтожения Греко-католической церкви. Так, в 1969 году с целью морально дискредитировать греко-католическое подполье в СССР Московская патриархия Русской Православной Церкви приняла решение о допущении членов Католической церкви к причастию, о чем простые верующие Московской патриархии даже не подозревали. Ведь в советское время на Украине греко-католики проводили богослужения где-нибудь в гаражах, в чуланах, в лесах, уча, что нельзя ходить в храмы Московской патриархии, что мы должны держаться верности папе Римскому. А тут принимается официальное постановление о допущении к причастию, что практически сводит на нет духовный подвиг подпольных греко-католиков, многие из которых отсидели в тюрьмах только за то, что они молились о папе Римском! На данном этапе и сама Московская патриархия никак не заинтересована в контакте с нами, так как обычно ее интерес к кому-либо носит узко утилитарный, денежный характер. За рубежом православные очень дружат с римо-католиками, потому что там католики православных субсидируют. Например, в Германии римо-католические епархии безвозмездно предоставляют Московской патриархии РПЦ помещения, проводят всякие экуменические конгрессы, часто приглашая гостей из Московского патриархата Русской Православной Церкви, предоставляя тем самым православным иерархам возможность бесплатно ездить за границу. Поэтому члены Московской патриархии охотно туда ездят и неплохо там живут за счет Католической церкви. На Западе Католическая церковь богатая, денег у них много, и они могут оплачивать такой вот «экуменизм», но как только деньги у них кончатся, надо полагать, что Московская патриархия тут же повернется к ним известным местом. В Омске подобного не происходит, потому что греко-католики тут бедные, живем мы за счет частных пожертвований благотворителей – наших родственников, проживающих в Америке и в Канаде. Мы считаем, что по своей бедности мы ничего не можем дать Московской патриархии Русской Православной Церкви и ее Омской епархии, поэтому мы желаем им всяческих успехов и Божьих благословений. Несмотря на разницу вероучений, очень хорошие взаимосвязи у нас с Лютеранской церковью. Часто происходят встречи священнослужителей Лютеранской и Католической церквей, члены Лютеранской церкви приезжают на практику в католическую благотворительную организацию. Интересные взаимоотношения сложились и с Омской церковью евангельских христиан-баптистов. Когда меня назначили деканом Омского католического деканата, я пытался наладить связи с местными руководителями основных христианских конфессий. Несколько раз был на богослужении в Доме молитвы баптистов и беседовал с епископом Виктором Кирилловичем Сипко. Ему я высказал мысль о том, что было бы неплохо, если бы омские христиане разных конфессий могли бы совместно молиться. Но я понял, что особенностью вероучения баптистов является представление о слиянии множества различных конфессий как признаке наступления конца света, и с этой точки зрения проводить экуменические мероприятия не совсем хорошо. Тогда я помолился Господу, чтобы Он определил тот путь сотрудничества, который был бы для нас взаимоприемлем. И вот через какое-то время ко мне обратилась группа баптистов, которые жили неподалеку от нашего молитвенного дома, с просьбой разрешить здесь собираться на богослужения. Я понял, что это и есть ответ на мою молитву, и для начала нашего сотрудничества можно предоставить этой общине необходимое помещение. Это было возможно, тем более что сам дом тогда мало использовался, да и в целях безопасности полезно было бы чаще наблюдать здесь за порядком. Я считаю, что даже если бы это помещение было бы нам нужно чаще, все равно мы бы его дали баптистам в пользование, не ища собственной выгоды, но видя в этом дело Божье. И если во всем мире Католическая церковь ищет экуменических контактов, прежде всего, с Православной церковью, то в условиях Омска для нас более важным является христианское сотрудничество с местными евангельскими общинами.

О евангелизации и способах благовестия

Наша самая главная проблема – евангелизация. Это то, чего, к сожалению, у нас практически нет. В Омске Греко-католическая церковь возникла как община украинцев, уже верующих во Христа, как община уже практикующих верующих. Сейчас большинство из них – это люди пожилого возраста, и для многих приехать из отдаленных районов города на богослужение даже один раз в неделю – это большой духовный подвиг, особенно учитывая, что транспортная проблема в Омске совершенно не решена. Подразумевалось, что в церковь будут приходить их дети, внуки и т. д. Но так не получилось, потому что в большинстве случаев дети и внуки наших прихожан – это люди, не воспитанные в вере. Если наши верующие в молодости учились основам христианской веры в греко-католических гимназиях на Украине, то их детей и внуков, живущих в Омске, уже никто этому не учил. Естественно, что сейчас это люди совершенно другой культуры, и когда они приходят на наши богослужения, то все это им совершенно чуждо. Тем более, что большинство из них не знают украинского языка, на котором у нас проводятся богослужения. Поэтому наша задача сейчас – не учить их украинскому языку, а научить их Евангелию. Но плоды наших евангелизаций пока очень незначительны, поэтому я молюсь, чтобы Господь просветил, как это сделать лучше. Обычно летом мы выезжаем с внуками наших прихожан за город, проводим летние христианские лагеря, где рассказываем об основах веры. Перед принятием таинства евхаристии, вечерей Господней происходит оглашение, т.е. изучение основ веры, когда я провожу двенадцать учебных занятий по катехизису. Кроме того, я свидетельствую о Христе через личные встречи и свидетельства представителям местной власти, через публикации в средствах массовой информации Омска, через свою страничку в интернете по адресу www.vselenstvo.com. Евангелизации я стараюсь учиться у других христианских конфессий, которые есть в городе, прежде всего, у баптистов, которые собираются у нас в молитвенном доме. Мне нравится то, как они работают, благовествуя об Иисусе Христе. Вообще проблема России – это неверие: человек может заявлять о себе как о православном, но при этом чаще всего не знает даже молитвы «Отче наш» и уверен, что Иисус Христос по национальности русский и родился где-нибудь в Суздале!

Отношение к фильму «Иисус»

Я считаю, что донесение Евангелия до людей посредством фильма «Иисус» – это хорошее дело. Вспоминаю, как на Пасху 1990-го года, когда этот фильм был показан по телевидению, очень много людей пришли к Богу. Один из моих знакомых стал после этого прислужником Православной церкви, да и многие начали посещать Православную церковь как церковь большинства в России. Этот фильм заставляет людей задуматься о вере и утверждает, что есть только одно имя, которым можно спастись, и это ни «марксизм-ленинизм», ни «великая Россия», а Иисус Христос. Только Он – Спаситель всех людей, только через Него возможно спасение. Поэтому важно использовать все возможные средства, чтобы провозгласить: мы веруем в Иисуса Христа, потому что Он – наш Спаситель.

Пожелания читателям и редакции журнала «Слово веры»

Мир постоянно меняется, часто меняются ценности, но только наш Бог остается неизменным. С каждой секундой мы стареем, приближаясь к смерти, но если мы верим в Иисуса Христа, то смерть нас не пугает. Мы пройдем через нее, потому что Он уже прошел этим путем, прошел впереди нас и сейчас ожидает Своих детей на небесах. Поэтому я желаю всем читателям и редакции журнала «Слово веры» держаться Иисуса Христа и смело проповедовать Его!

Виктор Леонтьев, Омск

 
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017
');