В 1966 году Совет по делам религии предписал создать районные комиссии по
содействию выполнению законодательства про культы. Местные власти в
Западной Украине обязались взять на заметку всех подпольных
священнослужителей, отслеживать тайные богослужения и сообщать наверх.
Священнослужители Московской патриархии были обязаны сообщать о
деятельности униатов по епархиальным каналам.
В 1967 году встреча Председателя Верховного Совета СССР Подгорного с папой
Павлом VI посеяла в Галиции иллюзии о скорой легализации Греко-католической
церкви. В отдаленных селах жители открыли опечатанные храмы для служения
греко-католических священников. Вскоре епископа Василия Величковского
вызвали в Совет по делам религии и сообщили, что Греко-католическая церковь
не может быть разрешена в СССР ни при каких обстоятельствах, ибо она
осуждена советским народом как пособница фашистов. Поэтому подпольных
священников за совершение богослужений будут судить, но украинцы
греко-католики могут посещать костелы.
В 1968 году легализация Греко-католической церкви в Чехословакии посеяла
новые иллюзии. Находившийся в изгнании митрополит Иосиф Слипый обратился с
официальным заявлением в Президиум Верховного совета Украины с просьбой
юридически признать существование Украинской греко-католической церкви.
В Киеве произошло собрание духовенства Украинского экзархата РПЦ, на котором
пастыри жаловались, что униатские священники отбирают у них доходы своими
подпольными требами. Руководство экзархата обратилось к государству с
просьбой защитить православие в западных землях Советской Украины. Для
противодействия униатству Совет по делам религии разрешил Украинскому
экзархату РПЦ опубликовать молитвослов на украинском языке и возобновить
издание журнала на украинском языке "Православний вiсник"
В 1969 году советские власти начали новую волну преследований греко-католиков,
задерживали для дачи показаний подпольных священников, осудили епископа
Василия Величковского на 3 года, который к моменту ареста рукоположил около
80 священников. В ноябре 1969 года внутренние войска разогнали богослужение в
одной из закрытых церквей Самборского района Львовщины.
В 1971 в Москве состоялся поместный собор РПЦ, где были утверждены итоги
Львовского собора и очередной раз похоронена греко-католическая церковь. На
голосовании присутствовал в качестве наблюдателя кардинал Виллебрандс, что
неверно комментировалось сотрудниками Отдела внешних церковных сношений
МП РПЦ как согласие Ватикана на ликвидацию.
В 1972 году епископ Величковский после тюремного заключения был выслан за
пределы Советского Союза. Он отправился в Канаду, где вскоре умер. Его
преемником на Львовщине стал епископ редемпторист Владимир Стернюк. В
следующем году скончался катакомбный епископа Ивано-Франковский
(Станиславовский) Иоанн Слезюк, рукоположивший своим преемником
василианина Софрония Дмытерко. В 1975 году при таинственных обстоятельствах
были убиты подпольные священники Михаил Луцкий и Иван Лучков.
В том же году греко-католики в связи с подписанием Хельсинского акта писали в
государственные органы письма с просьбой о легализации.
В середине 70-х годов стало ясно, что уния не собирается умирать. Поэтому
органы КГБ организовали несколько провокаций против епископа Стернюка с
целью поссорить иерархию и рядовое духовенство, желавшее легального
безопасного служения. Одновременно, сотрудники органов предлагали некоторым
священникам помочь зарегистрировать подпольные греко-католические приходы
с условием публичного осуждения деятельности владыки Владимира и подпольной
иерархии.
В 1978 году инициативная группа подпольных священников (Василий Кавацив,
Роман Есип и Владимир Прокопив) составили статут "Римско-католической церкви
восточного обряда", в которой богослужения официально совершались бы по
римско-католическому обряду (в рабочем порядке: по византийскому) на
славянском или украинском языках. Данная церковная организация находилась
бы в юрисдикции прибалтийских католических епископов. Проект был направлен в
Совет по делам религии, где и остался.
|