|
В подполье существовало восточное и западническое течение.
Восточники, объединявшиеся вокруг владыки Василия Величковского, стремились
сохранить территориальное деление подпольных структур, устанавливали связи с
перешедшими в православие священниками, разрешали "двойную юрисдикцию",
служили согласно уставу 1944 года, запретившему латинские заимствования в
богослужениях.
Западники (василиане и целибаты) считали очищение обряда преждевременным,
полагая, что это лишь пойдет на руку Московской патриархии и КГБ. Они призывали
"не служить двум господам" и требовали от священников публичного покаяния за
переход в православие и ухода с официальных приходов в подпольное служение.
Для мирян они считали грехом посещение храмов, где поминают Патриарха
московского. Они советовали принимать таинства только у катакомбных
священников или, в крайнем случае, ходить в костелы.
Многие западники поддерживали личную юрисдикцию священников (подчинение
тому епископу, кто их рукоположил). Подпольные богослужения западников в лесах,
гаражах и хатах активно посещались простым народом, для которого иконы
Сердца Иисусова, причащение на коленях составляли сущность католической
идеи. Западники переводили на украинский язык множество латинских
богослужебных чинов и молитв, широко распространявшихся среди галичан. Для
божественной литургии катакомбники нарезали множество частиц квасного хлеба,
засушивали и совершали на них Божественную литургию. В условиях подполья это
было более удобным, чем выпекание просфор к каждой службе.
|
|