Россия и Католическая Церковь
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Игуменья Екатерина (Абрикосова)
и доминиканская община в Москве

Русское Католичество
 

Анна Абрикосова родилась в 1882 году в известной купеческой семье Абрикосовых, вышла замуж за своего дальнего родственника Владимира. Закончила Кембриджский университет, где овладела классическими и современными европейскими языками.

В 1908 году в Париже приняла католичество, ее муж присоединился годом позже.

В вернулась в Москву, где стала проповедовать среди интеллигенции. Их дом стал духовным центром миссии, где читались доклады на религиозную тему. В 1913 году с супругом присутствовали на частной аудиенции у папы Пия Х, который благословил их на дальнейшее служение. В ноябре того же года она вступила в т.н. III орден Св. Доминика (доминиканское объединение мирян) с именем Екатерина. Анна Ивановна проповедовала среди студенческой молодежи. Обращавшиеся в католичество, принимались их духовником о. Либерсье во французский приход св. Людовика, где молились по французским молитвенникам и читали франкоязычную духовную литературу, приобщаясь к латинской духовности. Квартира Абрикосовых стало убежищем для тех девушек, которые подвергались давлению со стороны родственников за переход в католичество. В 1917 году они с супругом перешли в восточный обряд по совету Папы. Вскоре супруги приняли обет воздержания от брачных отношения, и Владимир был посвящен в сан католического священника восточного обряда.

В 1917 году в Москве Екатерина Абрикосова основала русскую доминиканскую женскую общину, при вступление в которую послушницы произносили обеты:"...мы, посвященные сестры -терциарки Ордена Проповедников Московской общины св. Доминика, отдаем в жертву Пресвятой Троице нашу жизнь до последней капли крови за спасение России и за священников.." После начавшихся советских гонений в конце сентября 1922 года о. Владимир Абрикосов был выслан за границу на "философском" пароходе. Он занимался пастырской и преподавательской деятельностью в Риме и Париже до своей кончины в 1966 году.

Игуменья Екатерина осталось со своими сестрами, которых к тому времени было около 25 человек. 12 ноября 1923 года она была арестована и осуждена вместе с сестрами ГПУ в административном порядке на основании ст.66 Уголовного уложения как участница контрреволюционного шпионажа (за посылку писем мужу в Рим о положении церковных дел в России). Вместе с ними были осуждено 43 православных священников и мирян, которые были занесены в составленные сестрами-доминиканками списки, найденные ГПУ при обыске, как сочувствующие Католической церкви. После длительного заключения игуменья Екатерина (Абрикосова) умерла в 1936 году в тюремной больнице в Москве.

В 1956 году после хрущевской амнистии на свободу вышли оставшиеся в живых сестры абрикосовской общины. Нора Рубашова и Вера Городец вернулись в Москву. Валентина Кузнецова и Софья Эйсмонт поселились в Вильнюсе. Квартира Норы Николаевны Рубашовой (1909-1987)стал духовным очагом возрождавшегося католичества. Нора Николаевна, в монашестве "Екатерина Сиенская", происходила из состоятельной еврейской семьи. В 1926 г. она была крещена священником восточного обряда о. Сергием Соловьевым. После реабилитации она сумела начать подпольную деятельность доминиканской общины терциариев (мирян) и проповедь в среде интеллигенции (главным образом, еврейского происхождения). Поддерживала духовные связи с латинскими священниками из Прибалтики. Несколько ее воспитанников стали в 70-е и 80-е гг. священниками и иеромонахами латинского обряда.

Под ее влиянием обратился в католичество один из ближайших помощников православного протоиерея о. Александра Меня Владимир Никифоров (Фельдман). В 1981 году, находясь в туристической поездке по Чехословакии, был тайно рукоположен в католические священники. Узнав об этом о. Александр прекратил с ним общение. О. Никифоров покинул приход Меня, уведя с собой единомышленников, с которыми основал подпольный католический приход, где службы совершались на русском языке по латинскому обряду. В 1983 году он был арестован вместе с женой Тамарой, и находился под следствием. Позже был выпущен в эмиграцию.

Русскоязычные католические общины римского обряда продолжали подпольно существовать вплоть до перестройки, когда были легализованы.

 
Русское Католичество
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017