23 января1918 декретом от "Об отделении Церкви от государства" религиозные
объединения были лишены права юридических лиц и, следовательно, владения
имуществом. Настоятелям римско-католических приходов было предложено дать
расписки о согласии передать церковное имущество государству, что противоречило
церковным законам. Согласно Кодексу канонического права пожертвования
принадлежат церкви с момента дарения, поэтому священники в соответствии с волей
жертвователя не могли распоряжаться церковной собственностью по своему
усмотрения без санкции высшей церковной власти, устанавливающей нормы
пользования храмами, ибо в них всегда находятся освященные предметы.
После заключения сепаратного мира в Бресте Папа через германского посла Мирбаха
пытался спасти царскую семью и предложил ей в качестве убежища Ватиканский
дворец. Переговоры было поручено вести нунцию в Мюнхене монсеньору Евгению
Пачелли (будущему папе Пию XII). Однако, из-за коварства большевиков надежды на
спасение императора с домочадцами оказались тщетными.
7 февраля 1919 года к Папе Бенедикту XV обратился Архиепископ Сильвестр
(Ольшевский), занимавший Омскую и Павлодарскую кафедры, по поводу гонений
советов на православие. Основываясь на данных Сильвестра госсекретарь Ватикана
кардинал Гаспари 12 марта послал Ленину длинную телеграмму, где были следующие
слова: "Из осведомленного источника сообщают, что члены Вашей партии преследуют
служителей Бога, особенно исповедующих православие. Св. Отец Бенедикт XV
заклинает вас строжайше приказать, чтобы воздавалось должное уважение
священникам, к какой бы религии они не принадлежали."
Наркоминдел Чечерин ответил:"...смею Вас заверить, что осведомленный источник, на
который вы ссылаетесь, ввел вас в заблуждение...В нашей стране нельзя найти никакой
аналогии с тем обращением, которому подвергалось православное население в странах,
где владычествовал католицизм"( и был абсолютно прав).
Митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский) от имени Священного
Синода отправил благодарность Римскому Престолу за заступничество и был вскоре
арестован ЧК.. Пероиерарх Российской церкви Патриарх Тихон в письме к латинскому
митрополиту фон Роппу писал:"...все православные были весьма утешены , узнав из
газет, что Римский Первосвященник поднял, через посредства кардинала Гаспари , Свой
голос пред Чичериным по поводу гонений на русскую церковь." Вскоре сам митрополит
фон Ропп был арестован и после полугодового заключения выслан в Польшу.
Узнав о голоде в России 5 августа 1919 года Папа обратился с призывом ко всем
цивилизованным нациям собирать пожертвования для голодающих. 21 декабря 1921
года Папа передал д-ру Фритьофу Нансену , Верховному комиссару по снабжению
России продовольствием 500 000 лир для оказания помощи всем нуждающимся "без
различия вероисповеданий." 12 католических священников, получивших благословение
Папы, выехали в Россию для раздачи продовольствия голодающим. Бенедикт XV не
дожил до осуществления поездки духовенства в Россию, но так близко принимал это к
сердцу, что в ночь перед своей смертью трижды справлялся получены ли советские
визы для тех, кто должен ехать в Россию.
5 мая 1922 года Св. Престол направил участникам Генуэзской конференции меморандум
относительно гонений на верующих в России и требование включить в соглашение
пункты о религиозной свободе для всех вероисповеданий. Узнав об аресте российского
первоиерарха, Папа потребовал освобождения Тихона и иже с ним.
В 1921-22 годах Советская власть ввела предварительную цензуру проповедей и запрет
на религиозное обучение детей. В марте 1923 году начался процесс над католическим
духовенством архиепископом Цепляком, прелатом Константином Будкевичем, экзархом
для католиков восточного обряда протопресвитером Леонидом Федоровым по
обвинению в антисоветской деятельности. Архиепископ Цепляк и прелат Будкевич
приговорены к расстрелу, остальные к 10 годам тюрьмы. 31 марта 1923 года прелат
Будкевич расстрелян. Из-за протестов в мире приговор в отношении Цепляка был
отменен. 21 марта 1924 года постановлением Президиума ЦИК епископ Иоанн Цепляк к
выслан за пределы Советского Союза.
На комсомольских "красных пасхах" того времени проходили инсценировки суда над
Папой римским с вынесением смертного приговора; постановлено устраивать такие
процессы во всех пролетарских клубах и рабочих собраниях.
По освобождении из заключения 1 июля 1923 года Патриарх Тихон в Послании к
Церкви наисал: "пользуясь происходящей у нас неурядицей в Церкви, римский Папа
всяческими путями стремится насаждать в Российской Православной Церкви
католицизм."
В своем завещании Тихон обратился к Советской власти с просьбой защитить
православие в Польше.
|