|
Вопрос:
Уважаемый отец Тафт,
Я пишу Вам, чтобы задать вопрос о литургической практике. Я
обнаружил два разных благословляющих жеста на иконах, изображающих Христа. На
одной, Христос соединяет большой палец с безымянным и мизинцем – вместе, а
указательный и средний палец выпрямлены; внутренняя сторона ладони обращена к
смотрящему.
На втором благословляющем жесте, Христос соединяет только
большой палец и безымянный вместе, и обычно обращает ладонь в сторону от
смотрящего по направлению к своей Пречистой Матери. Второй жест обычно
присутствует наряду с иными иконографическими деталями, наводящими на мысль о
грядущих Страстях.
Относится ли этот жест к заупокойным обрядам, когда священник
благословляет тело умершего или совершается для утешения живущих?
Подобные вопросы возникли у меня после посещения выставки икон. Если бы Вы
поделились своими комментариями и предложили библиографию, которая помогла бы
мне осветить вопрос, был бы Вам очень признателен.
Ответ:
Я специально не занимался исследованием данной проблемы, и, конечно, я не
искусствовед и не знаток византийской или русской иконографии. Но я думаю, что
первый из описанных Вами способов благословения является старым обычаем, а
второй - новейшим. Изменение обычая произошло из-за раскола «старообрядцев» или
«староверов» в XVII в. в России. По этой теме - масса литературы, главным
образом на русском языке. Спор касался обрядовой практики в Русском православии.
При московском патриархе Никоне (1652 – 1658) Русская церковь произвела реформы,
чтобы приспособить русскую обрядовую практику к греческим обычаям. Последователи
старых обрядов, именуемые «раскольниками», хотели придерживаться древней русской
практики, которая вероятно соответствовала раннему греческому ритуалу, но
который сами греки позже изменили.
Я думаю, что символическое значение имеет положение пальцев,
а не то, куда направлена ладонь. И я сомневаюсь, что положение ладони имеет
какое-либо отношение к погребальным обрядам, хотя я только так думаю.
Об истоках посмотрите общий труд: Paul Meyendorff, Russia,
Ritual, and Reform. The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th Century
Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press 1991, где указана обширная
библиография по теме. Недавно по этому вопросу вышла работа Бориса Успенского
«Крестное знамение и сакральное пространство» (Москва: Языки русской культуры,
2004).
©
Перевод на русский язык, Голованов С.В., 2007 г.
|
|