|
«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1,24).
Вот в чем смысл, идеология христианского мученичества. В то же самое время, это путь, практический путь, который скорее ведет нас, чем мы идем по нему сами к соединению (l'Union) во Христе. Крест Христа – это путь соединения, потому что соучастие в своих страданиях, несение своего Креста делается общим для всего Тела, которым является Церковь. Глубоко мистическая реальность, бывшая высшим указанием, осуществляется на практике.
Господь дает нам в это трудное время точку отсчета для единения всех христиан во Христе: страдания русских христиан за Христа в их борьбе против Антихриста. В соответствии с нашим активным участием в этих страданиях мы приближаемся к практическому, глубоко органическому и реальному осуществлению этого таинственного и существенного соединения частей, видимым образом отделенных от Тела Христова. На этот путь встал кардинал Мерсье, а в наши дни кардинал Иннитцер в Вене и архиепископ Кентерберийский.
Но «дипломатические» международные христианские организации (Всемирный совет [церквей] и другие), сюда же можно отнести «международные дипломатические» организации, одной из которых является Лига Наций, не встали пока еще на этот путь. Этот путь направляет и ведет в глубину, чтобы быть побежденным крестом Христовым и силой его Воскресения.
Принцип разделения между Церквями покоится на понимании, отличном от мистической реальности Церкви. Нас соединяет совместное несение креста Христова, мы открываем возможность осознавать эту реальность, даже теми, кто еще не знает того, чем она является. Это соответствует словам Апостола: «и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1,24).
Мы не хотим верить, что Рим упустит эту возможность настоящего и активного соучастия в страданиях Русской Церкви, а не только католиков в России, которые являются меньшинством; Рим, который является первой кафедрой, даже в глазах восточных православных, кафедрой « которая председательствует в любви », которая была освящен кровью двух Апостолов и бесчисленных мучеников, которых святой папа Лев [Великий] называл своим венцом драгоценных камней (Проповедь LXXXTI, 6; Patrologia Latina, 54, 426). Мы не хотим верить в то, что он хочет использовать этот случай для «дипломатической» пропаганды или откровенного прозелитизма, которым занимаются некоторые «ревнители» (zelateurs) унии в польской Волыни, в общем, тех, кто заявляет, что хочет воспользоваться видимой слабостью мученической русской Церкви. Такая пропаганда только увеличивает пропасть. Не так ли, думает, в сущности, большинство католиков в советской России, которые несут общий крест с их православными братьями; не так ли думал кардинал Мерсье, не так ли думает, я в этом убежден, Святой Отец в Риме (как это он уже показал в 1922 и 1930 гг.)? Думать иначе означает радоваться несчастью другого и насмехаться над мученичеством Церкви.
Напротив, мы полагаем, что именно Церкви Рима принадлежит иная инициатива, а именно настоящее соучастие в несении креста служением любви, ибо этим взаимным служением любви единство бывшей некогда единой Церкви созидалось и укреплялась. Нет другого пути, чтобы сохранить и восстановить единство.
Мы желали бы, чтобы Церковь Рима вела христианский мир по пути активного соучастия в страданиях русской Церкви максимальным усилием разума и практического действия, без страха проблем и политических затруднений.
Жатва есть, но нет работников. «Молите
Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (От Луки 10,2).
Кто услышит тех, кто кричит днем и ночью? Бог их услышит. Но братья услышав, помогут ли?
Реальный путь к настоящему союзу Церквей, таким образом, наше глубоко реальное и мистическое участие в несении креста и его победе. Час пришел, время торопит. Лишь бы мы не упустили момента, который Бог возможно уже назначил, но, уважая нашу свободу, действует без сомнения постепенно, чтобы разорванное Тело соединить с головой – Христом.
Рим смог доказать снова, что в нем действует мудрость архангелов, тот самый разум, который говорил через Павла: «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор 11, 28-29). Мы ожидаем помощь братскую: положение в советской России превосходит меру человеческих сил, время не ждет. Реальное соучастие в страданиях, в реальном участии, проявляющемся обильно в любви, не останавливающейся ни перед чем, заставляет нас возрастать в единственной жизни Разума, который заполняет Церковь. Какие конкретно эти реальные пути? Было бы трудно определить, потому что их действенность зависела бы от того, если бы они прозвучали прямо со Святого Престола и были бы запечатлены печатью его ответственности к огромной и ужасной проблеме, которая волнует весь христианский мир. Мне хочется таким смелым и дерзновенным образом указать ему на необходимость практического действия. Я позволяю себе только от имени христиан, которые страдают в России, призывать его к инициативе и его традиционному вниманию (*).
Профессор Николай Арсеньев
Кенигсберг - Варшава
*Позвольте мне процитировать в качестве дополнения несколько слов, которые я сказал во время конференции Всемирного Совета практического христианства в Шамби, в Швейцарии, в августе 1935 г., и которые таким образом зафиксированы в официальном пресс-релизе конференции:
«Профессор А. просил Комитет помнить, что существует предел терпения и что восхищение и прославление христиан в России не может освободить Церкви от попыток облегчить их страдания. Если Церкви вне России продолжат прославлять мученичество Русской церкви без проведения акций, не исключено, что Церковь там может прекратить физическое существование». Universal Church Council, Aug. 18-22, 1935, p.451.
Опубликовано: Arsenjev N. Les voies vers l’Eglise unifiee : Appel d’um orthodoxe russe // Irenikon, t. XII, No. 6, 1935.- p.577-580.
Перевод с французского: С. Голованов, Омск
|
|