Вселенство - новости Кафолического Православия
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Греко-католическая община Санкт-Петербурга:
состояние, духовная жизнь, деятельность
(доклад на конференции в Омске 7-8 ноября 2002 г.)

 

Современное состояние греко-католической общины Санкт-Петербурга

Рассказывая о текущем состоянии греко-католической общины Санкт-Петербурга, хочется начать с двух очень важных утверждений. Прежде всего, позвольте засвидетельствовать тот факт, что греко-католики в Санкт-Петербурге есть - хотя не раз приходилось слышать и противоположные мнения - так вот, они ложны. Во-вторых, я хочу подчеркнуть общность Вселенской Церкви - и общность византийской традиции в ней. Национальные церковные традиции часто сталкиваются со страшным искушением - замкнуться в себе, жить по принципу "своя хата с краю" и "своя рубашка ближе к телу". Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что такое отношение - гибельно для церковной жизни, для нас всех. Нет сомнения в том, что все восточные католические традиции, о верных которых я буду говорить - русская, украинская, белорусская - самобытны и особенны. Об этой самобытности надо помнить - помня при этом и о том, что полностью собой мы становимся, в том числе, и через общение, единение с другими. Но важнее, чем подчеркивать эту самобытность, сегодня подчеркнуть общность всех греко-католиков, вне зависимости от конкретной традиции. Мы оказываемся в схожих ситуациях, сталкиваемся со схожими проблемами и вызовами времени. Во Вселенской Церкви мы - семья в большой семье. И здесь уместно вспомнить слова Апостола Павла: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5:8). Сегодня я хотел бы подчеркнуть свое убеждение - и это второе утверждение, которое я хочу сделать в самом начале - не обособление и замкнутость, а духовное и практическое единение всех католиков византийского обряда, необходимо как для простого выживания - так и для развития всех наших общин. Именно поэтому, хотя и учитывая своеобразие и особенности каждой Церкви, я и вынес в заглавие этого доклада слово "община", а не "общины". Указав на это, перейду теперь к конкретным фактам.

Что касается общин русских католиков восточного обряда, то, несмотря на то, что они были практически полностью уничтожены во время советских репрессий (можно фактически говорить о тотальном уничтожении священников, монашествующих и активных мирян), вероятно, можно утверждать, что русские "православные кафолики" продолжали существовать. Однако говорить о непрерывной традиции здесь трудно - ведь не было общин, невозможна была нормальная христианская преемственность - поэтому речь идет, как правило, об отдельных верующих, изредка связанных друг с другом путем личного общения, а также об отдельных личных обращениях в католичество православных, желавших сохранить свою церковную традицию.

По-видимому, говорить об общине русских католиков византийского обряда Санкт-Петербурга стало правомерно лишь с недавнего времени - когда духовная жизнь и деятельность этой общины начала воплощаться в событиях и действиях, носящих - хотя бы отчасти - общий, общинный характер. В течение 2001-2002 гг., произошло несколько таких событий, что может, на мой взгляд, рассматриваться как начало возрождения русской католической общины византийского обряда в Санкт-Петербурге. Несмотря на эти добрые знаки, приходится признать, что община эта не имеет еще полного единения. Многие верующие продолжают оставаться в неведении друг о друге или пребывать вдали от событий общей духовной жизни - по разным причинам, среди которых первое место занимает проблема распространения среди них информации, средств сообщения, благодаря которым они могли бы узнать о существовании и деятельности своих собратьев.

Вторая проблема - отсутствие духовенства, осуществляющего постоянное пастырское окормление верных византийского обряда в их обряде. Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге имеются священники, обладающие правом служить по византийскому обряду, никто из них не осуществляет такого служения - по ряду причин, как нейтрального, так и отражающего ряд сложных сторон церковной жизни, характера.

Несмотря на это, русская греко-католическая община Петербурга существует и, как будет показано дальше, живет достаточно активной жизнью. Число верующих Российской Греко-Католической Церкви в Петербурге, более-менее активно участвующих в общинной жизни - по приблизительным подсчетам не превышает 20 человек. Однако есть и менее активные верующие, которые, хотя и не участвуют в церковной жизни в настоящий момент, нуждаются в пастырском окормлении и принимали бы участие в литургической жизни Церкви. Несмотря на малочисленность общины, она развивается, появляются, в том числе, и призвания к священству - которые в настоящее время очень сложно реализовать.

В не менее сложном положении находится украинская греко-католическая община Петербурга. Опираясь на сведения, полученные от одного из представителей этой общины, можно описать сложившуюся ситуацию следующим образом:

Украинская греко-католическая диаспора Петербурга состоит из двух неравных частей. Первая из них - постоянные жители Санкт-Петербурга, выходцы с Западной Украины и их потомки. Хотя среди них и есть практикующие верующие (посещающие католические или православные храмы), желающие восстановить или обновить общение с Церковью-Матерью, но таких - единицы, причем, как правило, они разрознены и не знают друг о друге. Подавляющее же большинство представителей этой, первой, группы, находятся в религиозном ваккууме, зачастую не пытаясь из него выбраться - вследствие "советского" воспитания, не изжитого окончательно страха перед системой и развивающейся в обществе культуры потребительства. "Помочь как первым (собраться вместе), - пишет мой корреспондент - так и вторым (ходить в церковь не только лишь для освящения куличей и яиц на Пасху) может лишь наличие притягивающего к себе ядра - греко-католического священника, имевшего бы постоянную возможность работы в освященном храме. Конечно же, здесь не обойтись без жертвенного труда пастыря, а также участия и всесторонней помощи римо-католических священников".

Вторая часть украинской греко-католической диаспоры представлена временными и сезонными рабочими приехавшими в Петербург на заработки. Среди них немало сознательных греко-католиков с Западной Украины. Мой корреспондент указывает: "Несмотря на то, что большинство из них "нелегалы" и разбросаны маленькими групками, существуют места их концентрации (большие стройки, лесообрабатывающие комбинаты), где часто их даже официально регистрируют. И здесь ничего больше не выскажешь, кроме большого сожаления о том, что Греко-Католическая Церковь до сих пор не нашла возможности окормлять свою паству".

Хочется надеяться, что Украинская Греко-Католическая Церковь проявит более активный интерес к окормлению свой паствы в Петербурге. Как представляется, опасение ухудшения экуменических отношений никоим образом не должно и не может приводить тому, чтобы нуждающиеся в духовном окормлении верующие оставались без пастырского попечения.

Еще сложнее обстоит дело с белорусской греко-католической общиной Санкт-Петербурга, более-менее надежные данные о которой у меня отстутствуют - хотя есть точные сведения о проживании в Петербурге как минимум нескольких ее представителей.

Духовная жизнь русских греко-католиков Санкт-Петербурга

Описывая духовную жизнь и деятельной греко-католиков Петербурга, я буду, в основном, говорить о русских греко-католиках, поскольку общинная жизнь остальных греко-католических общин города находится в начальной стадии и еще практически не проявляется видимым образом, по крайней мере так, чтобы об этом стало известно.

Начиная с осени 2001 года русские католики византийского обряда, входящие в "Общество Святого Креста Господня" (о котором подробнее будет сказано ниже) начали проводить молитвенные встречи, примерно раз в две недели. Во время этих встреч собравшиеся верующие читают, как правило, один из Акафистов (обычно это Акафист Божией Матери), молясь о Церкви, о нуждах и проблемах ближних и о своих собственных.

В декабре 2001 года было проведено паломничество по святым и памятным местам Российской Греко-Католической Церкви в Петербурге. Участников паломничества было немного - не более десяти, но духовное значение его было велико - в том числе и потому, что оно было посвящено молитвенному поминовению усопших священников и мирян нашей Церкви, возобновляя и подчеркивая духовную связь поколений. В числе участников, кроме мирян, был и монах из Ордена Братьев Меньших Конвентуальных - также русский греко-католик. Паломничество началось у римско-католической церкви Св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте, где некоторое время жил блаженный Леонид Федоров, экзарх российских греко-католиков. В здании гимназии при этой Церкви в 1917 г. прошел первый и единственный Поместный Собор Российской Греко-Католической Церкви, во время которого митрополит Андрей Шептицкий назначил о. Леонида Федорова российским экзархом. Затем участники паломничества прошли по другим памятным местам - около дома, где находилась первая в Петербурге община русских восточных католиков, около дома, где жил о. Леонид в последние годы своей жизни в Ленинграде перед арестом. Закончилось паломничество у места, где когда-то находился дом, в котором располагался домовый храм прихода Сошествия Св. Духа на Апостолов - единственного прихода русских греко-католиков в истории Петербурга. Здесь была отслужена (мирянским чином) панихида об усопших священниках и верующих Российской Греко-Католической Церкви. Во время паломничества участники молились словами молитвы бл. Леонида Федорова о соединении Церквей, а также специально к паломничеству составленной молитвой, прося Бога о возрождении, укреплении и возрастании Российской Греко-Католической Церкви по ходатайству бл. Леонида Федорова и бл. Климентия Шептицкого, а также других мучеников нашей Церкви, подготовка к прославлению которых Церковью пока еще только начинается, в частности, матери Екатерины Абрикосовой и о. Потапия Емельянова.

Особую роль в духовной жизни русских греко-католиков Петербурга заняли три Божественные Литургии, отслуженные за это время. Божественная Литургия и литургическая жизнь занимают центральное место в духовности восточного христианина - и верующие Петербурга, которые лишены нормальной, налаженной литургической жизни - как особый Божий дар приняли эти три богослужения.

Первая Литургия была отслужена о. Сергием Головановым, который на несколько дней приехал в Петербург по делам, 31 января 2002 г.. Этот момент - момент первой Литургии для верующих Петербурга - был для них особенно значимым. Вполне естественно, что особым образом эта Литургия была посвящена чествованию блаженного Леонида Федорова. Во время проповеди о. Сергий говорил о бл. Леониде Федорове и его служении - которое, в глазах мира, потерпело неуспех - но было столь славной победой в глазах Божьих, увенчавшись мученичеством. Говорилось и о том, что мы, духовные продолжатели его дела, должны думать не о внешнем успехе, но об исполнении воли Божьей. Особым образом о. Сергий подчеркнул что получаемый нами дар - дар католической Божественной Литургии византийского обряда в Петербурге - это плод молитв и теплой надежды многих поколений русских католиков.

Вторая Литургия также имела особое значение - поскольку обстоятельства ее совершения подчеркивали духовную связь и единство наших верующих с их братьями по вере и традиции, рассеянными по миру. Эта Литургия была отслужена о. Джоном Солесом, окормляющий русский католический приход византийского обряда в Нью Йорке (США). Приехав в гости к друзьям, живущим в Петербурге, о. Джон приложил огромные усилия к тому, чтобы установить духовный контакт с нашими верующими и обсудить, как могут развиваться дальнейшие связи нашей общины в Петербурге и общины русских католиков в Нью-Йорке. Литургия была совершена о. Джоном 9 июня 2002 г. Следует с благодарностью упомянуть общину братьев-францисканцев конвентуальных из монастыря Св. Антония Падуанского в Петербурге, которые позволили верующим собраться и совершить обе первые Литургии в своей монастырской часовне.

Третья Литургия была совершена гостями с Западной Украины, путешествовавшими по России. Приняв приглашение группы наших верующих они посетили нас и совершили Божественную Литургию на частной квартире одного из католиков Петербурга. Группа гостей состояла из двух священников - о. Льва Струкова (Россия) и о. Игоря Козанкевича (Украина), и примерно десяти семинаристов греко-католической семинарии в Дрогобыче. Собралось до двадцати верующих - маленькая комната в квартире была полна и некоторым пришлось стоять в коридоре. Во время Литургии была освящена икона бл. Леонида Федорова, написанная в уже упомянутом францисканском монастыре Св. Антония одним из братьев. Верующие имели возможность почтить новоосвященную икону под пение величания бл. Леониду Федорову.

После каждой Литургии собравшиеся верные имели возможность за чаем посидеть с гостями, обсудить волнующие их проблемы, поделиться опытом и мнениями о тех или иных церковных вопросах.

Следует упомянуть, что большинство упомянутых событий стали возможны, в том числе, и благодаря стараниям и усилиям греко-католиков, входящих в "Общество Святого Креста Господня". "Общество" - это существующая уже более года община мирян (т.н. частная ассоциация верующих), объединенных духовностью христианского рыцарства. Некоторые члены общины приняли частные обеты, в чем-то напоминающие монашеские, хотя и не вполне им соответствующие. Среди членов общины - как католики, практикующие латинский обряд - так и католики византийского обряда. Этот последний факт - а также желание послужить всей Церкви и своим братьям - сразу же связало общину с жизнью католиков византийского обряда в Петербурге. Как член этой общины замечу, что наше участие в жизни греко-католиков Петербурга обусловлено двумя причинами: заботой о собственной духовной жизни восточно-католических членов нашей общины и естественным для всякого католика осознанием ответственности за жизнь всей Церкви, необходимости помогать ближним в их духовных нуждах. Например уже упоминавшиеся молитвенные встречи были задуманы именно для членов общины, но впоследствии в них принимали участие и те, кто не принадлежит к ней.

Следует упомянуть, что большинство упомянутых событий стали возможны, в том числе, и благодаря стараниям и усилиям греко-католиков, входящих в "Общество Святого Креста Господня". "Общество" - это существующая уже более года община мирян (т.н. частная ассоциация верующих), объединенных духовностью христианского рыцарства. Некоторые члены общины приняли частные обеты, в чем-то напоминающие монашеские, хотя и не вполне им соответствующие. Среди членов общины - как католики, практикующие латинский обряд - так и католики византийского обряда. Этот последний факт - а также желание послужить всей Церкви и своим братьям - сразу же связало общину с жизнью католиков византийского обряда в Петербурге. Как член этой общины замечу, что наше участие в жизни греко-католиков Петербурга обусловлено двумя причинами: заботой о собственной духовной жизни восточно-католических членов нашей общины и естественным для всякого католика осознанием ответственности за жизнь всей Церкви, необходимости помогать ближним в их духовных нуждах. Например уже упоминавшиеся молитвенные встречи были задуманы именно для членов общины, но впоследствии в них принимали участие и те, кто не принадлежит к ней.

Деятельность греко-католиков Санкт-Петербурга

Кратко обрисовав духовную жизнь Петербургской общины русских католиков византийского обряда, необходимо затронуть также иную область деятельности ее верных, непосредственно с духовной жизнью связанную. Речь идет об исследовательской работе, прежде всего направленной на изучение и выяснение истории Российской Греко-Католической Церкви. Хотя сложилось так, что формально большую часть научной работы в этом отношении в Петербурге проводил я - хочется надеяться, что в будущем исследователей в этой области в нашем городе прибавится - я не могу не считать плоды своей работы принадлежащими всей Петербургской общине католиков византийского обряда - столь значима духовная и практическая помощь, оказываемая ею и столь живое участие принимает она в этой работе. Нельзя не упомянуть и о поддержке многих и многих других людей - греко-католических священников и мирян из других городов, священников и мирян латинского обряда, фонда "Христианская Россия", "Русского Апостолата доминиканцев-мирян" из США, сотрудников обществ "Мемориал" Санкт-Петербурга и Москвы, а также других организаций и отдельных людей. Без их живой помощи мы мало что смогли бы сделать.

Результаты исследовательской работы, проведенной за неполные два года, довольно велики. В частности, были найдены в российских и зарубежных архивах новые материалы, касающиеся жизни и деятельности бл. Леонида Федорова и русских католиков Петербурга, собраны материалы о жизни основательницы доминиканской общины сестер восточного обряда матери Екатерины Абрикосовой, которая ныне предлагается для беатификации - в сентябре я смог закончить работу над ее биографией - книгой, которая в настоящее время редактируется и, можно надеяться, будет через какое-то время издана. В архивах Москвы и на Украине были найдены новые материалы, касающиеся другого предлагаемого для беатификации мученика - о. Потапия Емельянова, умершего после отбытия заключения в советских лагерях - в частности, удалось найти его предсмертные письма, позволяющие уточнить дату и причину его смерти. Можно надеяться, что эта, столь плодотворно начавшаяся работа, будет продолжаться - и еще принесет новые результаты.

Эта исследовательская работа оказалась не бесплодной и в отношении церковной жизни. В настоящее время готовится общий процесс беатификации католических мучеников России XX века. В число предлагаемых для этого процесса кандидатов включено и шестеро греко-католиков - четыре священника (двое из которых принадлежали к ордену мариан) и две монахини.

Деятельность общины русских греко-католиков Петербурга не ограничивается одной исследовательской работой. Пишутся статьи, помогающие популяризовать историю нашей Церкви - хочется надеяться, что они помогут образовательной и духовной деятельности наших общин в разных городах. В настоящее время ведется работа над проектом сайта в сети Интернет, предоставляющего информацию об истории, духовности и жизни нашей Церкви. К сожалению, без необходимой финансовой поддержки, которую пока не удается найти, работа над этим проектом двигается очень медленно. Таким же образом обстоит дело и с разработанным членами Петербургской общины проектом периодического издания для российских греко-католиков - неофициального, в виде небольшого журнала, выходящего малым тиражом, который мог бы содействовать духовному единению и возрастанию наших общин в России.

Представители Санкт-Петербургской греко-католической общины стараются участвовать в жизни всей Католической Церкви - к примеру, включаясь в работу с молодежью, которая проводится в Северо-Западном деканате Архиепархии Божией Матери, в деятельность благотворительных организаций - таких, как недавно созданный "Фонд Святого Николая", который я также здесь представляю.

Все это позволяет говорить о том, что наши верующие - по крайней мере, некоторые из них - осознают свою ответственность за жизнь своей Церкви и всей Вселенской Церкви, а также за жизнь того общества, в котором живут. Дай Бог, чтобы это осознание шире распространялось и прочнее утверждалось среди нас.

Условия, в которых осуществляется возрождение греко-католической общины Петербурга нелегки. Тем не менее уже первые принесенные этим возрождением плоды утверждают нас в надежде на то, что она будет постепенно расти и развиваться. Хотелось бы, чтобы в этом мы могли опираться на братскую поддержку, духовную и практическую помощь тех братьев по вере и традиции, которые уже наладили нормальную церковную жизнь. Верю, что и мы можем, в свою очередь, поделиться с ними теми дарами, в первую очередь духовными, которые Господь в щедрости своей дает нам для служения Ему и всей Церкви.

Санкт-Петербург, 1 ноября 2002 г.

Павел Парфентьев

 
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017
групповое порно

Вызов проституток на дом запрещен, но запретный плод сладок.