Вселенство - новости Кафолического Православия
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Памяти дорогого наставника отца Кирилла Карела Козины (1925-2004)

 

Мое сердце остановилось, когда я увидел уведомление на дисплее моего мобильника. На негнущихся ногах я добежал до компьютера и проверил письмо с адресом "Андрей Боголюбов" (в честь о. Александра Меня): "Дорогой отец Сергий, отец Кирилл почил. С его уходом многое изменилось и к сожалению не в лучшую сторону. Простите, что сразу не поставил Вас в известность".

Пол поехал у меня под ногами.

Все десять лет моего рукоположения отец Кирилл присылал мне письма и открытки. Я все время ему жаловался на занятость и усталость. А он писал, что все отдохнем в Царстве Божьем.

Его официальная биография, составленная с помощью Алексея Юдина из Москвы.

Протоиерей Кирилл Козина 1925-2004

Карел Козина родился в 1925 году в деревне Рибница около Любляны (Словения).

После окончания II мировой войны поступил в словенскую духовную семинарию в Бриксене (Италия). На его решение стать священником повлияла страшная трагедия, произошедшая в их семье. Двое его старших братьев бежали в западный сектор Австрии от надвигавшегося коммунистического режима. Американская оккупационная администрация выдала всех беженцев в руки партизанской армии Тито. После мучений все они были расстреляны в Любляне.

После окончания семинарии вместе с Антонием Ильцем направился в Рим для обучения в Папской Русской Коллегии Св. Терезии Младенца Иисуса. Изучал церковную историю Папском Восточном институте. Рукоположен в священника византийского обряда 25 декабря 1953 владыкой Александром Евреиновым. При рукоположении принял имя Кирилл.

За время обучения в "Руссикуме" с ним произошел интересный случай. По возвращении из Португалии по заданию Папы Пия XII, священник Швайгль только ему одному сообщил ему о том, что он спрашивал сестру Люсию о третьей Фатимской тайне. Швайгль сказал, что эта тайна касается Папы Римского и то, что Португалия сохранит веру. Карел Козина спросил, про этого ли Папу тайна или про следующего. Швайгль больше ничего не сказал. Таким образом, Фатимская тайна стала путеводной звездой священнического служения отца Кирилла.
http://www.catholicism.org/pages/suppressing.htm

В 1954-55 гг. он работал воспитателем в Интернате Св. Георгия в Медоне. Затем год исполнял пастырское служение для русских беженцев в Лионе. После чего был отозван Конгрегацией Восточных Церквей в Рим и направлен для пастырской работы в Триест. После похищения в 1962 году сотрудника Очага Восточного Христианства священника Иоанна Корниевского советской разведкой из Хельсинки отец Кирилл по предложению своего земляка и однокашника отца Антония Ильца был направлен в Брюссель. С этого времени стал постоянным сотрудником отца Антония и Ирины Михайловны Посновой. Формально он был приписан к Приходу Св. Реми в Моленбеке (район Брюсселя), в издательстве "Жизнь с Богом" ведал преимущественно книжной экспедицией, перепиской, а также материальной и технической частью.

В 1998 году за многолетние труды на благо Церкви и людей он был награжден Орденом Леопольда II вместе с другими священнослужителями Брюссельско-Малинской архиепархии.

Конгрегация Восточных Церквей возвела его в сан митрофорного протоиерея.
http://www.staatsbladclip.be/lois/1998/11/21/loi-1998009869.html

В 1997 году умерла Ирина Михайловна Постнова, а в следующем году - протоиерей Антоний Ильц. Отец Кирилл продолжал вести переписку и отправлять книги. В доме по улице Короны 206 находили приют паломники из России. В 1999 году я позвонил ему и он попросил меня обратиться к католическим властям в России с просьбой не закрывать Очаг Восточного Христианства в Брюсселе. В 2000 году издательство было закрыто и приход упразднен. Иконостас домового храма был разобран и отправлен в Словакию. Архивы переписки отправились в Рим.

25 декабря 2003 года отец Кирилл торжественно отметил 50-летия своего священнического служения. Он служил Божественную Литургию ежедневно. Вероятно, никогда не служил Римскую Мессу и не носил латинского облачения.

Теперь он с ними помогает нам на небесах возле Престола Божия.

Упокоился в Господе 28 мая 2004 года.

Я вспоминаю август 2003 года:

Поезд стремительно летел через невысокие горы Арденны. Бельгийские станции выглядели какими-то захолустными по сравнению с немецкими. Ближе к Брюсселю дождь перестал, природа становилась все ярче и ярче. Солнце сквозь тучи осветило зеленые луга и скошенные поля. Появились низколетящие самолеты. Экспресс замедлил ход. Вот и почерневшие дома в стиле "модерн", построенные век назад в эпоху промышленного расцвета.

На горизонте показался символ Брюсселя Атомиум - модель молекулы железа высотой 100 метров. ТАЛИС углубился в тоннель. Под землей находился центральный вокзал города. Поезд останавливается только на Южном вокзале "Брюссель-Миди". Надвигались сумерки. Я заметался по большому сооружению, пока, наконец, не вышел на остановку трамвая. Взял такси с водителем индусом. Он включил счетчик. Долго стояли у светофора на перекрестке возле Площади Трона. Наконец, свернули на пустую улицу Трона, которая переходит в улицу Короны. Возле дома 206 мы остановились.




Дом 206 по рю де ля Курон

Сунув десять евро водителю со словами "Мерси", я вышел из машины. Возле двери дома стояли негры и нагло хулиганили. Они делали подозрительные движения и что-то ритмично говорили друг другу по-французски. Приехать из криминального Омска и нарваться на бельгийских хулиганствующих негров? В наших газетах было написано, что эмигранты из колоний ведут себя агрессивно.

- Что вы здесь делаете? - строго спросил я по-русски.

Негры замолчали, обернулись в мою сторону, и подозрительно интеллигентно сказали мне:

- Бон суар, пэр[1].

Они вежливо расступились, я позвонил в дверь, раздалось гудение магнита. Я зашел, с трудом переводя дыхание, и быстро захлопнул за собой дверь.

Меня встретил хозяин дома отец Кирилл Козина.

- У вас тут негры за дверью хулиганят, наверное, пытались что-то свинтить с двери. Я им помешал.

- У нас возле двери остановка. Они ждут автобуса и поют. Они всегда так делают. Музыкальный народ.

- Горячая вода у Вас есть?

- Есть, недавно поставили новую газовую колонку.

- Наконец, помоюсь; у нас в Омске уже 2 недели как нет. Смешно: получается приехал из Омска в Брюссель помыться.

Отец Кирилл проводил меня в ту самую комнату, где останавливался отец Александр Мень. Окна выходили на железную дорогу.

Я встал в 3 ночи, из-за разницы во времени спать не хотелось. Я спустился в церковь и прочитал полунощницу, после чего снова уснул.

В семь утра я снова спустился в храм. Отец Кирилл уже разжег кадило и совершал проскомидию. Все облачения были старыми и померкшими. Он протяжно выговаривал славянские слова и старательно кадил во время поминовения отошедших братьев и сестер наших. При поминании протоирея Антония и рабы Божьей Ирины, его голос дрогнул. Писание читалось по-французски. Слава Богу, сподобившему меня в день Преображения стоять возле Престола!

После Литургии мы подошли к иконе явления Божьей Матери в Фатиме. Отец Кирилл убрал сгоревшие белые свечи и поправил лампадку. Он сказал, про то, что тайна Фатимского явления проходит через всю его жизнь.




Литургия с отцом Кириллом

После завтрака мы пошли на почту, чтобы послать посылку моему знакомому в Англию. Отец Кирилл положил в свою сумку подрясник и епитрахиль. Он сказал, что собирается еще зайти к больной прихожанке. По дороге он поведал мне, что бельгийская почта за пересылку берет почти вдвое больше германской. Поэтому большинство посылок с книгами не посылалось с этого почтового отделения, а знакомые прихожане брали их с собой, доезжали до границы с Францией или Голландией и посылали оттуда. Повернули обратно, когда уже дошли до почты. Я сказал, что собираюсь поехать в аббатство Шевтонь. Мы пошли в сторону железнодорожной станции. В десяти минутах ходьбы находился квартал Евросоюза, где воздвигнуты огромные здания в стиле "сталь и стекло", под землей - железнодорожная станция - "Люксембург". Отец Кирилл рассказывал о том, что еще недавно это был тихий парк. Народу - никого. Август - время отпусков. Он расспросил о расписании движения до Синэ. После этого мы распрощались. Он сказал, что врачи советовали ему больше гулять после операции, только у него все еще много работы, он продолжал вести переписку с Россией.

Вскоре поезд уносил меня прочь от Брюсселя, я взглянул из окна на окна похожих домов, где остался отец Кирилл. Он умрет 28 мая 2004 года, а я, ничего не зная, буду посылать ему письма до октября. Он читал их с небес.

Вечная ему память!

О. Сергий Голованов

27 октября 2004 года


[1] Добрый вечер, отец.


 
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017