Провал в земле
Город Айхштетт лежит в земном провале. Река Альтмюль за миллионы лет промыла известняковом грунте глубокую впадину. В темные века ирландский монах Виллибальд построил пустыньку там, где в Альтмюль врывался горный ручей. Эта местность напомнила ему родную Ирландию: низкие горы и туманы. В Айхштэтте часто пасмурно. Все баварские облака собираются в провал и выливаются на Айхштэтт дождями. Постоянный прогноз погоды: южнее в Мюнхене солнечно, севернее в Нюрнберге небольшая облачность. А в Айхштэтте - дожди.
Айхштэтт - епископский город в стиле барокко, маленький Ватикан. Там находится кафедральный собор Святого Виллибальда, над городом нависает замок Виллибальдсбург, бывшее убежище епископов. Епархиальная семинария также называется именем Виллибальда - "Коллегиум Виллибальдинум". Рядом с ней несколько лет назад возникла семинария византийского обряда "Коллегиум Ориентале", о которой мой рассказ.
Отец основатель
Ректор восточной коллегии Абрахам-Андреас Тирмайер родился 1 октября 1950 года в баварском городке Альтдорф под Нюрнбергом. Учился, как и все немецкие дети, в школе, после чего поступил в епархиальную семинарию "Коллегия Виллибальда".
В 1973 году семинарист Андреас был командирован в Иерусалим изучать восточное христианство. По возвращению в Баварию закончил теологический факультет и был посвящен в сан священника латинского обряда. После служения в сельском приходе он отправился в бенедиктинский монастырь Нидералтайх близ Пассау, где изучал византийское богослужение. Он застал в живых основателя византийской ветви монастыря русского архимандрита Хризостома Пляшкевича, осевшего в Баварии после войны. (Айхштэттские старожилы рассказывают, что отец Андреас хотел постричься в монастыре, но настоятель обнаружил у него недостаток смирения.)[1] Вскоре отец Андреас отправился в Грецию, где посетил святую гору Афон. Затем, по следу апостола Павла он прибыл в Рим, где продолжил образование в Папском восточном институте. По окончании курса лекций он защитил последовательно лиценциат [2] и докторат по специальностям "Восточные церкви" и "Литургика". Во время обучения он проживал в семинарии "Руссикум", где проникся духом византийско-славянского богослужения и любовью к облачениям московского образца.
По возвращении в родную епархию он продолжил служить в приходе. По рассказам тех же старожилов, пытался расширить вселенский кругозор баварцев служением византийской литургии на немецком языке, из-за чего прихожане пожаловались на него епископу.
Встретив сопротивление своим идеям, отец Андреас решил основать восточную ветвь епархиальной семинарии для того, чтобы дать возможность студентам из восточных церквей, как католических, так и некатолических получить высшее немецкое богословское образование, одновременно живя в родной литургической традиции. Как полагал отец Андреас, после Второго Ватиканского собора в Германии сложилась своя собственная богословская школа, которая более широко и свободно смотрит на проблему частного и вселенского в христианстве, чем богословы, близкие к Римской курии.
Тирмайера поддержал вице-ректор Папского Восточного института архимандрит Роберт Тафт ОИ [3] и Генеральный настоятель Общества Иисуса Ханс Кольвенбах. Отеца Андреаса встретил сочувствие в Германской епископской конференции.
После длительной подготовительной работы правящий епископ Вальтер Микса 1 сентября 1998 года подписал декрет об основании семинарии "Коллегиум Ориентале", которой были предоставлены помещения в комплексе церковных зданий епархиальной семинарии на площади Леонродплатц.
Рассказывают даже, что на заседании капитула (совета священников) все каноники были против, но епископ доктор Вальтер Микса ударил кулаком по дубовому столу эпохи Тридцатилетней войны и сказал: "У нас будет Восточная коллегия!". [4]
В католическом университете была введена специализация "богословие восточных церквей". Прием в семинарию осуществлялся на основании договоренности между восточными епископами и Айхштэттским епископом. Финансировать обучение призвали католические фонды "Реновабис", "Кирхе ин Нот" и отдел по связям с церковью в мире Айхштэттской епархии. Студенту ежемесячно выделялась стипендия в 1000 немецких марок, из которых 500-600 марок уходило на оплату проживания и питания в семинарии. Все стипендиаты по окончании обучения должны вернуться домой и служить в своей родных епархиях.
Диплом Восточной коллегии, по замыслам основателя, должен иметь межконфессиональное значение и признаваться в тех церквах, которые отправили своих студентов. Предстояло готовить знатоков восточной духовности широкого профиля.
Отца Андреаса спрашивали, а почему вообще следовало основать такую семинарию именно в Баварии. Католических восточных богословов из развивающихся стран готовят коллегии и университеты в Риме. Некатолические искатели учености могут поступить в Институт восточных церквей в Регенсбурге, на полный курс обучения по рекомендации их родного епископа. Католическая епархия дает им на жизнь стипендию 900 марок.
Отец Тирмайер указал, что епархия, католический университет, и семинария в Айхштэтте имеют глубокие исторические корни, уходящие прямо в ранние средние века, когда существовало видимое единство христианского Востока и Запада. Это способствует практическому экуменизму и воспитанию веротерпимости. Кроме того, в округе расположено несколько бенедиктинских монастырей, в которых монахи пишут византийские иконы и переводят восточные молитвы на немецкий язык. В епархии действует добровольное общество содействия экуменизму "Ориент-Оксидент", в которое записалось уже много любознательных мирян и духовных особ.
Айхштэттская епархия
В VIII веке во Франконии появились ирландские монахи Виллибальд, его брат Вунибальд и их сестра Вальбурга. В 874 году просветитель Германии Вонифатий (Бонифаций) посвятил Виллибальда в епископы и обязал его просвещать христианской верой франков в долине реки Альтмюль. В монастыре ученые иноки обучали юношей латинской грамматике и Священному Писанию. Век спустя монастырь был преобразован в кафедральный собор с капитулом (клиросом). [5]
Клирос получил привилегию выбора епископа и представления его на утверждение вверх. Епархия вошла в Майнцскую церковную провинцию. В 1055 году Айхштэттский епископ Герхард I был избран папой Римским под именем Виктора II. Его преемник Гундекар II построил кафедральный собор в романском стиле. В XII веке вокруг Айхштэтта было основано несколько бенедиктинских монастырей в Кастле, Планкштеттене, Хайльсбронне и Ребдорфе. С следующем столетии умер бездетным местный граф, приходившийся епископу дядей. Все наследство досталось епископскому престолу. Айхштээтский фюрстбишоф [6] стал высшим феодалом в округе и распределял земли в ленное владение среди своих вассалов: генерального викария, клирошан кафедрального собора, благочинных церковных округов и настоятелей приходов. Рядом с собором была заложена резиденция и несколько замков в окрестных горах. На высшие церковные служения стали назначаться дворяне, т.е. имевшие опыт руководства людьми. Они застроили своими дворами ближние к собору улицы.
В резиденции духовных особ денно и нощно приходили телеги местных селян, которые везли оброк и засыпали его в церковные закрома. Сами резиденции строились в виде больших хозяйственных дворов.
Собор был расстроен уже в готическом стиле. Началось обширное храмостроительство вокруг Айхштэтта. Приходское духовенство объезжало поля, обмеряло земельные владения, считало церковный оброк и проценты отчисления в вышестоящие церковные структуры.
Во время реформации большинство приходов поддержало идеи Лютера.
От развала епархию спасла активная деятельность епископа Мартина фон Шаумберга, который объезжал окрестные деревни и проповедовал ценности исторической христианской веры. В 1564 году, выполняя постановления Тридентского собора, епископ основал первую регулярную семинарию в немецких землях "Коллегиум Виллибальдинум", где воспитанникам предстояло вместе жить, учиться, молиться, и питаться с одного стола, не взирая на происхождение.
В 1614 году к духовному руководству семинарии было призваны отцы иезуиты.
В 1620 году была построена огромный семинарский Храм Ангела Хранителя стиле барокко, который символизировал мощь возрожденной Католической церкви.
Во время Тридцатилетней войны шведские войска захватили город, разорили храмы и сожгли семинарию. После этого рядом с Айхштэттом на горе был возведен внушительный замок Виллибальдсбург, куда епископ и клирошане скрывались в случае угрозы.
Вскоре епископ Марквард Шенк восстановил разрушенный город и еще более расстроил семинарию. В 1770 году город приезжий итальянский архитектор Габриэль Габриэли (Гаврила Гаврилов) перестроил фасады домов в стиле барокко и приделал часовню к собору.
В 1802 году в результате политики секуляризации епархия была приписана к Баварской церковной провинции. Соборный клирос и монастыри были распущены.
Половину церквей отдали под общественные здания.
Вскоре в 1821 году епархия была приписана к Бамбергской церковной провинции, клирос восстановлен. В 1838 году епископ граф Август Карл фон Райзах открыл семинарию для мальчиков (интернат). В 1843 году в старых стенах при Церкви Ангела-Хранителя был основан лицей и восстановлена высшая епархиальная философско-богословская школа, которая просуществовала в таком виде до 1970 года. Выпускники лицея получали среднее образование и могли поступать далее в высшую школу, которая давала диплом учителя. После духовной формации в семинарии, дипломник посвящался в священный сан.
С 1860 года семинария располагалась в епископском охотничьем замке Хиршберг в 20 километрах от города.
В результате гонений на Католическую церковь правительством Бисмарка, известном в истории как "Борьба за культуру", многие немецкие богословы переехали жить в Айхштэттскую семинарию. В 1899 году бывшая епископская летняя резиденция была отдана под семинарскую и городскую библиотеку.
В 1932 году епископом был избран Конрад фон Прайзинг, убежденный противник национал-социализма, в 1935 году он перешел на Берлинскую кафедру, а в 1946 стал кардиналом. Его преемник епископ Михаэль Ракль выкупил в 1937 году бывшее здание иезуитской семинарии и основал в ней интернат для мальчиков имени святого Рихарда. После закрытия нацистами всех богословских факультетов в 1939 году айхштеттская семинария стала единственным прибежищем немецких студентов-богословов, пока их не отправили на фронт.
В 1948 году епископом стал Йозеф Шрёффер, который открыл Интернат для мальчиков имени Вунибальда. В 1967 году он был призван на служение в Римскую курию, где позже стал кардиналом.
В 1972 году все учебные заведения были объединены в епископскую Общую высшую школу, которая в 1980 году была реорганизована в Католический университет Айхштэтта с 8 факультетами. В 1984-96 годах владычествовал епископ Карл Браун, который перешел на Бамбергскую архиепархию. В 1996 году каноники избрали епископом яркого проповедника и церковного писателя доктора Вальтера Миксу, по происхождению силезца. В 1998 году он учредил Восточную коллегию.
Католический университет
Является самым молодым университетом Германии. Он готовит учителей для католических школ, которых в округе очень много. Создание университета помогло решить некоторые трудности города. Многие местные безработные нашли свое место в обслуживании учебного процесса. Студенты стали селиться у окрестных крестьян. Епархия отдала свои лишние помещения, а государство построило несколько учебных корпусов. Учебные здание расположены по всему городу, чтобы в них ориентироваться студенту вручают карту. Ректорат находится в бывшей летней резиденции епископа, выходящий в парк с фонтанами. Все это создал двести лет назад архитектор Габриэли. Дорожки засыпаны мелким гравием и ежедневно чистятся промышленными пылесосами. Трава и кустарники стригутся. В бывшей оранжерее находится компьютерный центр.
Вступительных экзаменов нет. Для записи (имматрикуляции) перед началом каждого семестра нужно заплатить регистрационный взнос 66 марок. Студента заносят в списки и дают расписание лекций, студенческий билет и право на парковку. Читательский билет содержит пароль на бесплатный доступ в компьютерные сети через университетские терминалы. Студент выбирает лекции и экзамены, встречается с преподавателем или общается с ним по электронной почте. На семинарах профессор оглашает требования для выдачи семинарского билета, который дает право на допуск к экзаменам.
Лекции идут с 8 утра до 8 вечера. Большая нагрузка приходится на начало недели, потом интенсивность занятий снижается. К пятнице все разъезжаются по домам и местам отдыха.
Преподаватели стараются помещать конспекты своих лекций и список литературы в Интернете. Заказ книг также происходит через сеть, с уведомлением по электронной почте. В компьютерных центрах студенты могут распечатывать информацию по 10 пфеннигов за лист. Кроме подготовки к семинарам, домашних заданий практически нет. В семестр студент делает 1 доклад на каждом семинаре. Если посещать все лекции и слушать преподавателя, то можно закончить курс без трудностей за положенные 10 семестров. После получения диплома можно стразу получить место учителя в католической сельской школе, но большинство выпускников норовят устроиться в фирмы и работать в бюро за компьютерами.
В компьютерных залах и аудиториях можно увидеть сидящих вместе девок в шортах и монахинь. Босые патлатые парни соседствуют с семинаристами в подрясниках.
Католическая университетская община еженедельно устраивает Святую мессу с вечерами отдыха "Для тех кому за 20". Священник по воспитательной работе организует паломничества по интересным местам и богослужения с элементами восточных единоборств. На молодежные богослужения ходят передовые студенты, кандидаты в члены правящей партии ХДС-ХСС. Они поют на Мессе песни Джона Леннона и Боба Дилана. Пассивные студенты отсиживаются по пивным в районе общежития.
Церковь Ангела Хранителя хотя и считается университетской, но студентов там можно увидеть только 4 раза в год на богослужениях открытия и закрытия семестров.
По окончании основного курса можно записаться на лиценциат и далее на докторат по гуманитарным дисциплинам. Для этого нужно проучиться еще не менее 6 семестров. Обязательно сдать экзамены по еврейскому, греческому и латинскому языкам. Богословы, чающие доктората, учатся дополнительно около 10 семестров.
Степень доктора дает ощущение солидности и право на преподавание в высших учебных заведениях. Докторов в Германии много. Встречаются даже среди приходских священников. Он несут смиренное служение в глухих баварских селах, а в свободное время пишут комментарии на творения средневековых испанских мистиков. Особо отличившихся приглашают читать лекции в университете. После 10 лет преподавания могут избрать профессором. Кроме ежемесячного жалования в 12 тысяч марок профессорство дает пожизненный найм, защиту от увольнения и уверенность в собственной правоте. Часто священники-бессребреники после избрания профессорами покупают собственные дома, лимузины с 8-ми цилиндровыми моторами и начинают критиковать церковные власти за отставание от жизни.
Учебный год
начинается для семинаристов, как и для всех прочих студентов, в первых числах октября зимним семестром и оканчивается в начале февраля. В канун Рождества коллегиаты разъезжаются на каникулы и собираются через 2 недели на духовно взбадривающие реколлекции и коллегиаты вновь принимаются за книги. У первокурсников зимний семестр посвящен интенсивному изучению немецкого языка. В апреле они должны сдать экзамен, который даст им право на дальнейшее обучение в университете и пребывании в Коллегии. До конца февраля в помещении Коллегии проводятся практические занятия по литургике. Потом коллегиаты проходят практику в больницах, школах, молодежных центрах и предприятиях капиталистического труда. После Пасхи в конце апреля они вновь собираются на богослужение, посвященное началу летнего семестра, длящегося три месяца. Студенты в мундирах эпохи Наполеона выносят знамена университета, епископ произносит энергичную проповедь на тему соотношения веры и разума. Студенты кутаются в теплые куртки и согревают своим дыханием золотых барочных херувимов, застывших от холода. Во время летних каникул студенты могут поехать домой, но некоторые остаются, чтобы подработать на заводе "Ауди", который расположен в 20 километрах от Айхштэтта, чтобы заработать на компьютер, сотовый телефон и прочие западные соблазны, помогающие в учебе.
Общинная жизнь в Коллегии
Устав, "Типик", начинается необычно:
"Брат, откуда бы ты ни пришел, радуйся! Отбрось печаль и страх. Посмотри, мы все стоим перед Христом. Он хочет быть здесь, с нами, невзирая на то, что всю свою земную жизнь мы постоянно оказываемся слабыми и ветхими" [7]
Жизнь устроена общинно, коллегиаты вместе просыпаются в 6 утра, умываются в своих кельях, одевают черные греческие подрясники с камилавками и идут в домовой храм Святого Духа.
Божественная литургия Иоанна Златоуста начинается ежедневно в половине седьмого. Коллегиаты занимают свои места в стасидиях [8] , сделанных местной столярной фирмой из бука по афонскому образцу. Они открывают книжки с нотами.
Современный перевод византийского богослужения на немецкий, был гармонизирован композитором Келлером из Зальцбурга по заказу отца Андреаса. В будни Литургия сокращается: выпускается второй антифон и малая ектенья, ектенья оглашенных и просительная ектенья перед Символом веры. Благодаря этому Литургия, длится ровно час. Служащий священник причащает без лжицы, по чину Мельхитской церкви, т.е. обмакивает часть Святого Хлеба в Чашу вечного спасение и подает причастнику в уста. Ректор объяснил это тем, что на богослужениях часто бывают римо-католики, которым очень необычно причащаться из одной лжицы (негигиенично), поэтому, чтобы устранить повод к разделению, отец ректор решил обойтись без лжицы.
После отпуста семинаристы рядами исходят в трапезную, где после общей молитвы вкушают пищу. Завтрак длится очень быстро, к 8 утра семинаристы должны успеть на первую лекцию. Они быстро убегают в главный учебный корпус богословов "Ульмский двор", на ходу включая сотовые телефоны. У всех курсов собственное расписание лекций и руководство университета не в состоянии составлять расписание занятий в соответствии с пожеланиями всех категорий студентов. Поэтому лекции могут длиться до 8 вечера. Коллегиаты в учебные дни не всегда участвуют в вечерних богослужениях. В 12 часов - обед. Читается отрывок из Священного Писания. Ректор и духовники восседают за особым столом с вращающимся диском посередине, как в китайском ресторане.
Стены трапезной украшают фресками в византийском стиле, написанными по современной технологии: акриловыми красками по водоэмульсионке. После трапезы семинаристы разбредаются по лекциям и собираются вновь в 17.30 на вседневную вечерню.
Отец ректор занимает свое место в седалище с посохом, похожее на место наместника монастыря.
Одесную места ректора находится седалище епископа с гербом на котором восседает епископ Вальтер Микса во время своего посещения Коллегии.
Потом все исходят на вечернюю трапезу, завершающуюся вновь в храме повечерием, которое напоминает обычное повечерие, но сокращенное по чину самого отца ректора. Вечером в пятницу служатся панихиды. В субботу и воскресенье лекций не бывает, и богослужения более продолжительны. На каждой субботней великой вечерне совершается лития. По окончании великой вечерни всегда бывает помазание елем и раздача всем благословленного хлеба и вина.
В соответствии с установкой Типика "Свобода без веры в Бога ведет к порабощению греху и к хаосу", только одно воскресенье в месяц семинаристы могут провести самостоятельно. После этого прорыва к свободе, они обязательно собираются в 10 вечера на контрольное повечерие. В остальные выходные дни досуг семинаристов организует ректор; паломничества по святым местам, экскурсии по достопримечательностям Германии, вылазки на природу, культпоходы в музеи. В 8 утра начинается воскресная утреня после которой семинаристы исходят в трапезную. Плотно позавтракав, коллегиаты готовятся к Причащению Святых Тайн за Божественной литургией, которая служится очень торжественно. На эту службу приходят прихожане с тех приходов, на которых раньше служил отец Андреас. После Литургии семинаристы исходят на обед, длящийся несколько дольше. После обеда ректор говорит назидание. В час дня у них начинается личное время, которое продолжается до вечерней трапезы, завершающейся богослужением. Подобный общинный уклад отличается от вольного распорядка в латинской семинарии "Коллегия Виллибальда", находящуюся в другом конце коридора. Виллибальдовцы часто уезжают из семинарию в пятницу вечером и возвращаются в понедельник утром. Если устают от аскетизма, то уходят освежиться. Посещение богослужений там факультативное. Их ректор (в Германии его называют регенс) как правило, не бывает в корпусе, где живут семинаристы и видит их только на богослужении и в баре за чашкой кофе.
Духовная жизнь
Ректор стремится одухотворить всю жизнь семинарии. В основе духовности коллегии - разумное сочетание византийского богослужебного устава, латинской дисциплины, русской соборности и немецкого трехразового питания. Стремясь к максимальной гармонии аскетического подвижничества и учебной деятельности, отец ректор привнес в византийский обряд много авторского. Цикл и состав богослужений несколько изменен. Отец Андреас скорректировал даты и уставы постов.
Кроме постоянного участия в богослужениях, где почти все семинаристы поют в хоре, ежемесячно все участвуют в т.н. "тихом вечере". После повечерия ректор или духовник произносит длинное назидание, после которого коллегиаты несколько часов в молчании размышляют на эту тему. "Тихий вечер" - традиция, заимствованная из "Коллегии Виллибальда".
По большим епархиальным праздникам коллегия участвует в соборных служениях Святой Мессы, возглавляемой отцом епископом. Коллегиаты надевают облачения всех цветов радуги и крестным ходом выдвигаются через площадь Леонродплатц к кафедральному собору, где занимают места в алтаре согласно табличкам. Отец ректор в местной иерархии занимает 3 или 4 место, уступая по чести Генеральному викарию и регенсу Коллегии Виллибальда, иногда опережая настоятеля Кафедрального собора.
Образцом византийского богослужения для ректора является семинария "Руссикум". бывая в Риме он неизменно ее посещает. Про его сотрудничество с украинскими коллегиями в семинарском журнале "КонтаКОр" не упоминается, несмотря на то, что большинство его семинаристов украинцы.
Служение ректора
Ректор - главный авторитет семинарии. Он принимает и отчисляет семинаристов, следит за благочестием, выслушивает жалобы, Ежедневно в 5. 45 ректор въезжает в коллегию со стороны реки Альтмюль на своем измученном "Фольксвагене". Шлагбаум автоматически открывается, когда он вставляет магнитную карточку в прорезь пропускного автомата. На нем - клерикально черный костюм (как говорит семинарская молва такие костюмы продаются в Риме в "Секонд-хенде") и пасторская сорочка стального оттенка. Он поднимается в рабочий кабинет и облачается в черный подрясник с наперсным крестом. На голову нахлобучивает греческую камилавку. После облачения идет творить приуготовительные молитвы к Божественной Литургии. Ровно в шесть утра он переступает порог семинарского храма - новый день начался. После завтрака он вновь входит в кабинет. Стены заставлены книгами по Востоку и множеством сувениров, привезенными из странствий по Святым местам.
К 9 утра приезжает секретарь коллегии фрау Криста Фляйг на "Ауди А6" с мягко журчащим шестицилиндровым мотором.
Расправив свои огненные волосы, она закапывается в организационную работу, глядя на 19-ти дюймовый монитор. Она рассылает приглашения на конференции, отвечает на письма, оплачивает счета. Благодаря ее незаметному труду в нужное время в маленький Айхштэтт съедутся богословы со всей Европы. Им будут заказаны комнаты, им накроют столы, каждому вручат папку с программой и конспектами докладов.
После повечерия в 8 вечера отец Андреас вешает подрясник на вешалку, закрывает ключами с лазерной заточкой кабинет и тихо спускается вниз. После него богослужебная жизнь продолжается. Перед отходом ко сну в коптской часовне украинские семинаристы совершают полунощницу на церковно-славянском языке. Если пройтись после этой службы по уставшим от многих веков коридорам семинарии, то можно увидеть серьезных коллегиатов, спешащих в кельи из семинарской библиотеки, где они писали друзьям электронные письма. Навстречу мягко ступая на ковер, идут:. красивые загадочные девушки в длинных махровых халатах.
Девушки приехали из России по программе учебного обмена с университетом. Их пребывание оплачивает епархия, которая и поселила их в пустующие комнаты семинарии. Комнаты опустели, после того как в Германии из-за учения Зигмунда Фрейда иссякли призвания к безженному священству. Студентки приглашают семинаристов на чай, и те тайно ходят к ним с конфетами. Кроме того по вечерам они носят им цветы в пакетах из универсама "Альди", делая вид, что идут в прачечную. Ректор об этом ничего не знает. Фотоэлемент уже открыл ему шлагбаум, почувствовав церковный"Гольф".
Воспитатели
После отъезда ректора его замещает проректор иеромонах Григорий Мундус из бенедиктинского монастыря из-под Гамбурга. Ему недавно исполнилось 60. Он тихий и добрый. Семинаристы за глаза называют его "Афоней".
Отец Григорий бродит по коридорам семинарии и как Сергий Радонежский прислушивается к тишине, которую ничто не должно нарушить. У румынов из кельи слышен магнитофон с новой германской поп-группой "Хенде хох" [9] . До слуха долетает отдаленный звон пивных кружек из бара латинской семинарии. Виллибальдовцы отдыхают после лекций. Из дверей их телевизионной комнаты струится густой сизый дым. Они курят "Голуаз", пьют венгерское вино, смотрят боевики и готовятся к нелегкому священническому служению."Не стань жертвой западных соблазнов" - предупреждает Типик.
Постоянно со студентами находится духовник игумен Мартирий Багин. Он исповедует в храме после служб. Семинаристы часто приходят в его двухкомнатную келью поговорить про жизнь. Электрочайник постоянно включен. На столе - вечные печенья. У отца Мартирия прекрасное старомосковское произношение. Беседовать - удовольствие для провинциала. Ранее он 20 лет прослужил в Московской патриархии. Был настоятелем Храме всех святых на Кулишках. Потом он пригласил к себе послужить гонимого отца Георгия Кочеткова и сразу попал в опалу и запрет в священнослужении. После этого он уехал на Запад и присоединился к Католической церкви.
Коллегиаты
Сейчас в Коллегии учится около 30 семинаристов разного возраста из греко-католических епархий Украины, Словакии, Румынии и Эфиопии. Старшая группа перешла на 4-й курс. По замыслу ректора, в коллегии должны обучаться не только братья, но и сестры. Вместе с отцом Миколой из Дрогобыча живет его жена Ольга, которая не только постоянно бывает на богослужениях, но посещает занятия по немецкому языку и лекции. В это время сам отец Микола гуляет с дочерью Соломией по семинарскому саду с искусственным ручьем. Дочка родилась в Коллегии и была крещена отцом Андреасом в рамках практического занятия по требам.
Иногда приезжают из Москвы две монахини и тоже учатся. Ранее обучались студенты из Болгарской православной и Армянской апостольской церквей, но они долго не продержались. С программой обучения не справились или общинная жизнь пришлась им в тягость - неизвестно. Рассказывают шепотом, что посланец Болгарии ночью выходил в одних трусах из комнаты одной русской студентки [10] . Отец ректор был просто вынужден искоренить аморализм.
Коллегиаты постоянно заняты учебой, ночью они спят, им не до студенток. Кроме университетской программы они изучают в стенах коллегии практические предметы, которые понадобятся в жизни. Часто они собираются для обсуждения общих дел на форум в особую комнату.
Переплетных дел мастер Андреас Хайндль ежегодно преподает им тонкости своего ремесла. Иконописица Элизабет Ридер учит писать иконы в чисто византийском, как ей кажется, стиле. Регент хора Дебора Боде кроме пения показывает как печь просфоры.
По вечерам они спускаются в подвал, где организованно чай, играют в настольные игры и поют народные песни. Если погода на семинарском дворе хорошая, то выходят играть в футбол на площадку бывшую в средние века лугом на берегу Альтмюля. В Коллегии - своя команда в фирменной спортивной форме с эмблемой коллегии. В летний семестр успевают выкроить время, чтобы на велосипеде домчаться до городского бассейна и искупаться за полторы марки с человека.
Ежегодно отец ректор устраивает вечер дегустации рейнских вин. Коллегиаты коллегиально пробуют вина из местного погребка и ставят оценки по шкале Рихтера.
Гости
Постоянно в семинарии бывают экуменические гости и родственники. По большим праздникам съезжаются епископы различных юрисдикции. В первую годовщину открытия состоялся настоящий слет ветеранов экуменического движения во главе с кардиналом Францом Кенигом из Вены. Наиболее часто заезжают на огонек восточные владыки: румынские, коптские, армянские. Они участвуют в богослужениях, беседуют с коллегиатами, трапезничают. Коллегиаты их фотографируют, берут интервью, потом помещают это в семинарский журнал "КонтаКОр". Ежегодно коллегию посещают епархиальные епископы, пославшие своих питомцев учиться в семинарию и посвящают их в церковные чины. Отец Андреас охотно принимает российских светских богословов, защищавших диссертации по научному атеизму. Он увлеченно водит их по коридорам, показывая учебные комнаты и библиотеку. Отец Андреас неутомимо рассказывает им на языке Гете и Шиллера, как далеко зашло современное немецкое богословие, грустно понимая, что его собеседники знают только 2 языка: русский устный и русский письменный.
Друзья коллегии
Бывшие прихожане отца Андреаса стали друзьями его Коллегии. Они и облачения для престола вышивают и дарят семинаристам спортивную обувь и книги в библиотеку приносят. Когда на конференциях отец Тирмайер выступает с докладами, они смотрят на него преданными глазами, ловя каждое его слово.
Они путешествовали вместе с коллегиатами по святым местам Востока.
Они состоят членами в добровольном обществе содействия экуменическим усилиям "Восток-Запад". Когда в коллегию прибывают гости с Востока, то друзья возят их на машинах по Германии, показывая достопримечательности.
Научная жизнь
Для расширения кругозора отец Андреас возит студентов по разным памятным местам. Полезной было паломничество по древним египетским монастырям и по приходам Восточной Словакии. Из этих поездок отец Тирмайер привозит специфическую для тех мест утварь и церковные облачение, которые потом используются в семинарских богослужениях.
В 2000 году проводилась конференция, посвященная памяти отца Александра Меня. Собравшихся приветствовал епископ Вальтер Микса. Выступали профессор Ив Аман из Парижа, отец Сергий Гаккель из Лондона, известный профессор патрологии отец Ричард Прайс. Воспоминаниями о Мене поделились английский дипломат Тони Бишоп, долгое время работавший в Москве и отец Игнатий Крекшин, в прошлом видный священнослужитель Московской патриархии, а ныне кандидат в иезуиты, живущий в Мюнхене.
Собравшиеся отслужили панихиду за упокой души отца Александра.
В июне 2001 года состоялась конференция, посвященная особенностям русской национальной духовности на современном этапе. Главным докладчиком был советолог профессор Пауль Рот из Мюнхена. За два дня выступающий загрузил слушателей эшелоном информации. Показали научно-популярный фильм Мюнхенского телеканала о жизни Николая Второго, где комиссар Юровский в форме полковника КГБ расстреливает из автомата Калашникова семью последнего российского императора. Фильм имел большой успех среди зрителей из числа друзей Коллегии.
В ближайшее врем в сотрудничестве с обществом "Восток-Запад" предполагаются новые конференции, которые заметно расширят кругозор студентов.
Многое другое о Коллегии можно узнать на ее сетевой странице
О. Сергий Голованов, г. Омск
[1] Вероятно, вымысел.
[2] Соответствует степени кандидата философских наук в России.
[3] Общество Иисуса - официальное название ордена иезуитов.
[4] Айхштэттская легенда.
[5] Собор духовенства, помогающих епископу в управлении епархией
[6] Князь и епископ в одном лице
[7] Полностью Типик можно прочитать на сетевой странице http://www.ku-eichstaett.de/BISTUM/COr/TypikonRus.html#Anfang
[8] Высокие стулья с подлокотниками и откидывающимся сидениями
[9] Двойник российской поп-группы <Руки вверх>.
[10] Скорее всего - фантазия семинаристов.
|