"См.: Грюнебаум Г. Э., фон. Классический ислам. С. 115. 28 См.: Васильев А. А. Византия и арабы. С. 220. 29 См.: Swanson М. N. Early Christian-Muslim Theological Conversation among Arabic-Speaking Intellectuals // www.luther-sem.edu/mswanson/papers/Indonesia%20Intellectuals.pdf. 30 См.: Бартольд В. В. Турция, ислам и христианство. С. 424. 31 См.: Богомолов Г. И., Буряков Ю. Ф. Христианство в Средней Азии // Из истории древних культов Средней Азии. Ташкент, 1994. С. 18. 5-597 130 ОТ РЕЛИГИИ ПОЛУМЕСЯЦА К РЕЛИГИИ КРЕСТА ислам32. Причины этого — тема для отдельной работы, но следует иметь в виду, что всегда существовал и обратный процесс, который продолжается до сих пор. Достаточно вспомнить пример Православной Церкви самой крупной мусульманской страны мира — Индонезии, где православная община возникла в конце 1980-х годов миссионерскими трудами всего лишь одного человека, архимандрита Даниила (Баянтаро), и увеличилась за десять лет с 1 до 2 500 человек33. Кроме Индонезии, успешная православная миссия идет в наши дни в исламизированных районах Болгарии и в Албании. В Алжире насчитывается порядка 43000 тайных христиан. В Турции, по сведениям греческого правительства,— до полумиллиона. Во многих мусульманских странах насчитываются тысячи тайных христиан. В Русской Православной Церкви в настоящее время проходят пастырское служение казахи, татары, чеченцы, ингуши, табасаранцы, индонезийцы и другие, из них многие реально обратились в Православие из ислама. Что же касается мирян, то на канонической территории нашей Церкви проживают до нескольких тысяч человек, обратившихся в последние годы в Православие из традиционно мусульманских народов. По всему миру в наши дни происходит множество обращений 32 Наиболее показателен пример Габона. В 1973 году Бонго, президент этой африканской страны, принял ислам, сменив христианское имя Альбер на Омар, и провозгласил в стране с 80-процентным христианским населением государственной религией ислам. 33 Подробнее об этом см.: Максимов Ю. В. Православная Церковь в Индонезии //Миссионерское обозрение. 2001. №12 (74). С. 7-10. ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ, ОБРАТИВШИЕСЯ ИЗ ИСЛАМА 131 в Православие из ислама. Достаточно привести лишь несколько наиболее ярких примеров. Так, приняла святое Крещение казахский кинорежиссер Эльза Дильмухамедова; перешел в Православие один из потомков самого Мухаммеда, сын высокопоставленного иракского офицера и внук имама, Халид Абд Аль-Рахман, крестившийся с именем Афанасиос; обратился в христианство имам Ак-Бекет, казахский богослов, автор книги «Новое послание Аллаха миру». Покаялся и уверовал во Христа исламский террорист Насыпкали Хасанов, крестившийся с именем Феодор. После Крещения он совершил подвиг покаяния: пришел в милицию, все рассказал о своих убийствах и сейчас отбывает наказание по приговору — 10 лет общего режима. Приняла Православие правнучка легендарного имама Шамиля — Назима Ханафи Мухаммед, получившая в Крещении имя Мария. |
||