Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В православной аскетике вопрос о «чудесах от диавола» разрабатывался более подробно ввиду его особой практической важности для подвижничества. Прежде всего это касается чуда прозорливости, наиболее распространенного среди мусульманских «святых». «Приметил я,— пишет

154СмРС Т 94. Со1. 1545. 155КнышЛ.Д Карама С 165

156Вдовиченко А. В. Евсевий Кесарийский против Иерокла// Раннехристианские апологеты И-1У вв. М, 2000. С 154

80

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

преподобный Иоанн Лествичник,— что бес тщеславия, внушив одному брату помыслы, в то же время открывает их другому, которого подстрекает объявить первому брату, что у него на сердце, и через то ублажает его как прозорливца»157. «Некоторые братия пошли к авве Антонию,— повествует Древний патерик,— рассказать ему о некоторых явлениях, которые они видели, и узнать от него — истинны ли они были или от демонов. С ними был осел, и он пал по дороге. Как только они пришли к старцу, он, предварив их, сказал: "Отчего это у вас на дороге пал осел?". Братия спросили его: "Как ты узнал об этом, авва?".— "Демоны показали мне",— отвечал старец. Тогда братия говорят: "Мы об этом-то и пришли спросить: мы видим явления, и они часто бывают истинны, не заблуждаемся ли мы?". Так старец на примере осла показал им, что они происходят от демонов»158.

Но не только чудеса подобного рода могут имитироваться ухищрениями бесов. «Весьма часто люди, развращенные умом и противники веры, именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса... так что даже сила исцелений исходит иногда от недостойных и грешных... Исцеления такого рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и поэтому считаться святым и рабом Божиим. Через это увлекаются к подражанию его порокам — и открывается пространный путь к поношению и уничижению святости

157 Преподобный Иоанн Лествичник, Лествица. СПб., 1996. С. 152.

158 Древний патерик. С. 152.

ПОНЯТИЕ ЧУДА

81

христианской религии; да и тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостию сердца, испытывает тягчайшее падение»159. Татиан Ассириец передает следующее высказывание святого Иустина Философа: «Дивный Иустин верно выразился, что демоны подобны разбойникам. Ибо как у тех в обычае ловить кого-нибудь живьем, а потом возвращать близким за выкуп, так и эти якобы боги, напав на чьи-либо члены, затем, заботясь о собственной славе, в сновидениях приказывают людям выйти принародно, на виду у всех, и когда насладятся восхвалениями, удаляются из недужных, прекращая болезнь, ими самими устроенную, и возвращая людей в их прежнее состояние»160.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017