Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Мусульманские подвижники были по-своему очень велики, но их аскеза «основывалась на том, что Аллах, сотворив однажды этот мир, с тех

143 Расхождения между представлением о Боге в христианстве и исламе ряду исламоведов представлялись настолько серьезными, что некоторые западные переводчики Корана считают необходимым ввести различия между понятиями Бог и Аллах См., например, переводы Р. Белла, Р. Блашера, Л. Ульмана, у нас — И. Ю. Крачковского.

144 См.: Ал-Ашари Абу ал-Хасан. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву // Стпепанянц М. Т ^Восточная философия. С. 367-374.

, 145 Святитель Николай Сербский. Кассиана. СПб., 2000. С. 83

ПОНЯТИЕЧУДА

75

пор даже не взглянул на него»146, тогда как подвижники христианства брали на себя подвиг ради любви Божией, которой так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Да, и в исламе многие мистики говорили о любви к Богу. Но любовь, о которой они говорили, которую воспевали и к которой стремились,— любовь рабская, и, по их же собственно-

му признанию, «высочайшей честью, даруемой Богом, является наименование Абдалла» (раб Бога)147. «Любить Бога— значит любить покорность Богу»; «Истинная любовь— это повиновение Возлюбленному»— таковы объяснения, принадлежащие самим суфиям148. А в христианстве человек призван к сыновней, а не рабской любви к Богу. Христианская любовь — это любовь, осмысляемая через призму факта самопожертвования Бога ради человека149.

Передают, что однажды сподвижники Мухаммеда сказали ему: «Поистине мы отличаемся от тебя, о посланник Аллаха, ведь Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и

шАт-Туси Абу Наср ас-Саррадж. Самое блистательное в суфизме. С. 144. г Нубархш Джавад. Иисус глазами суфиев С. 25 Шиммель А. Мир исламского мистицизма. С. 108. На первый взгляд этому утверждению противоречит широко распространенное в Православии использование слов раб Божий, но глубочайшее различие с исламом здесь состоит в том, что христианин исповедует себя рабом Божиим для того, чтобы в смирении научиться любви Божией и по благодати удостоиться богосыновства — Ред.

147

148 149

76

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

что было позже». Услышав это, он разгневался так, что это стало заметно по его лицу, и сказал: «Я лишь больше боюсь Аллаха и больше знаю о Нем, чем вы!»150. Боюсь и знаю — это основополагающие глаголы, определяющие сущность бого-почитания в исламе. И можно сказать, что без представления о крестной, жертвенной любви Бога к человеку и миру за рамки этих глаголов не удалось выйти даже самым величайшим из мистиков ислама. И это наложило свой отпечаток в том числе и на представление о смысле и назначении сверхъестественных явлений.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017