Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В 1520 г., уже после антикатолических выступлений Лютера, Гуттен опубликовал на латинском языке сборник «Диалогов».   В этой книге основным объектом его критики была папская курия, «вертеп порока и разврата». На смену стилизации «Писем темных людей» в «Диалогах» Гуттена пришла открытая жесткая сатира.  Он впервые со всей определенностью обозначил в этом произведении политические взгляды мелкого и среднего рыцарства Германии. Так, на вопрос собеседника, чего больше всего боится римская курия, Гуттен в одном из диалогов отвечает так: единодушия немецких государей, рассудительности народа, и того, что их (т.е. папистов) ложь «выходит на свет божий». Наряду с критикой курии, крупных государей, не стремящихся к «единодушию», и германских купцов, приучающих людей к ненужной роскоши, Гуттен прямо называет единственную надежду Германии – рыцарей, единственное сословие, которое не утратило «стародавней честности».

По мере того, как обстановка в стране накалялась, Гуттен продолжал выступать со все более открытыми призывами к восстанию, и даже перевел «Диалоги» на немецкий язык, чтобы сделать их максимально доступными. В 1521 г. из-под пера Гуттена вышли «Новые диалоги», написанные по-латыни. Если в первых «Диалогах» героями были сам Гуттен и его друг Эрнгольд, то в «Новых диалогах» вместе с ними выступают Лютер и Меланхтон, самые ярые проповедники Реформации. Папская булла, осуждавшая Лютера, была проигнорирована немцами, а Гуттен буквально растоптал ее в самом известном из «Новых диалогов» – «Булла, или Крушибулл».

После поражения Крестьянской войны гуманистическая литература в Германии постепенно сошла на нет, по крайней мере, ее сатирическая, антикатолическая струя. Во второй половине века гораздо большее значение приобрела бюргерская литература на немецком языке, также носившая в основном сатирический характер. Но это была не публицистическая сатира Гуттена, а нравоучительная сатира, высмеивавшая людские пороки, первым среди которых шла прославленная еще Эразмом глупость. Наиболее интересными представителями бюргерской сатирической литературы в Германии были Ганс Сакс и Себастиан Брант.

 

 

Французская литература

 

В XIV – XVI вв. во французской литературе проходили те же процессы, что и в литературе Италии и Германии. Дворянская, куртуазная культура постепенно теряла свое значение, и на первый план выходила городская, народная литература. Впрочем, открытого противостояния не было. Строго говоря, во Франции, как и в Германии, и в Англии, вплоть до конца XV в. были очень сильны тенденции средневековой культуры. Французский гуманизм оформился лишь в начале XVI столетия, развивался преимущественно в ключе придворной культуры.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017