Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В свете представленной здесь интерпретации договоров 944 и 971 года проясняется начальная фаза превращения русского прототеизма и политеизм. Под датой, немногим более поздней, Повесть временных лет представляет читателям уже развитый пантеон, состоящий из шести божеств, культ которых должен был утвердить в Киеве Владимир I. Вот как звучит соответствующая запись:

И нача княжити Володимеръ въ Кыев'к единъ, и постави кумиры на хьлм*к, вън'к двора теремьнаго: Перуна древь-яна, а главу его сьребряну, а усъ злать, и Хърса и Дажьбо-га и Стрибога и Окмарьгла и Мокошь. И жьряху имъ, на-ричюще я богу, и привожаху

И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажь-бога, и Стрибога, и Симарг-ла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их бога-

92

сыны своъя и дъщери, и жьряху б'Ьсомъ, и осквьрня-ху землю требами своими; и осквьрнися крвьми земля Русьская и хълмъ тъ. Нъ пре-благыи Богъ, не хотя съмьрти грешьникомъ, на томь хълм'к нынЬ цьркы святаго Василия есть якоже последи съка-жемъ. Мы же на предьнее възвратимъся.

Володимеръ же посади Доб-рыню, уя своего, въ Нов'кго-род*к. И пришьдъ Добрыня Новугороду, постави (Перуна) кумиръ надъ р'Ькою Вълховъмь, и жьряху ему лю-дие Новъгородьстии акы богу243 .

ми, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.