Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

807 S. Zakrzewski. Bolesiaw Chrobry. S. 320; ср.: Sulowski. S. 87. Первыми «приходскими» церквами в славянских странах наверняка были церкви, основанные в «кастелянских» городах. Подвела итог старой дискуссии и сформулировала собственный тезис о позднем (только в первой половине XIII века) формировании приходов в Польше Тазбирова (J. Tazbirowa. Poczqtki organizacji parafialnej w Polsce, II PHist. 54/1963. S. 369-386; Tazbirowa. W

451

sprawie badah nad genezq organizacji paraflalnej w Polsce II ibidem. S. 85-92. Уже из Жития Мефодия вытекает, что городские соборы («кастелянские») с немалым успехом исполняли миссионерские и проповеднические функции, разумеется, каждый в своем округе («кастелянском»), а значит, приходы того времени имели определенные, совпадающие с административными границы, которые по мере прогресса христианизации и основания новых сельских церквей подвергались делению, ср. также о раннесредневековых приходах: Е. Wisniowski. Uwagi о poczqtkach organizacji parqftalnej w Polsce II PHist, 55/1964. S. 492-500, особенно S. 498 п, (венгерские аналогии). Поучительной является статья короля Владислава 1092 г. об обязанности посещать церковь, L. Zavodszky. A szent Istvân, szent Lâszlô és Kaiman korabeli tôrvények és zsinati hatârozatok forrâsai. — Budapest, 1904. S. 160: XI. «De negligencia ecclesiarum in dominicis et festivis diebus. Si quis in dominicis diebus aut in maioribus festivitatibus ad ecclesiam non venerit parochianam, verberibus corripiatur. Si vero ville remote fuerint et ad ecclesiam suam parochiainam villani venire non potuerint, unus tarnen ex eis in vice omnium cum baculo ad ecclesiam veniat, et très panes et candalam ad altare offerat. — О пренебрежении церковной службой в воскресные и праздничные дни. Если кто в воскресения или в более праздничные дни не придет в приходскую церковь, да будет бит плетьми. Если же деревни будут удалены и крестьяне не смогут прийти в свою приходскую церковь, один из них вместо всех да придет с посохом в церковь, и принесет к алтарю три хлеба и свечу». Это принуждение, как представляется, свидетельствует об относительно продвинувшейся христианизации; интересно, существовали ли соответствующие указы и наказания в Польше? Сеть приходов была еще слабой, и так же, как в Чехии и в Польше, существовали еще языческие анклавы, о которых говорится в 22 статье: De ritu gentilium.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017