Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

289 Даже Мансикка, который считал вставку с упоминанием о Трояне в апокрифе Хождение Богородицы по мукам южнославянской, по этой причине признает, что упоминания Слова о Трояне имеет своим источником южнорусские контакты с дунайскими странами (С. 283).

290 А. В. Соловьев. Политический кругозор автора «Слова о полку Иго-реве» II ИЗ. 25. — 1948. С. 70-103. см. С. 90. В последние годы появилось подробное и многостороннее исследование по проблеме автора Слова: Б. А. Рыбаков. Русские летописи и автор «Слова о полку Игореве». — М., 1972. С. 393-512. Рыбаков подверг критике высказанные ранее взгляды относительно личности автора Слова, отверг тезис о его северском происхождении (С. 406), выразил сомнение по поводу его связи с черниговскими Ольгови-чами и со своей стороны выдвинул гипотезу, что он был киевским боярином, а именно Петром Бориславичем, как считает Рыбаков, одним из летописцев периода от середины XII века до его конца (С. 277-306, 499-512). Не будем здесь выбирать между решениями, предложенными Соловьевым и Рыбаковым, поскольку в обоих случаях отпадает галицкая версия. Рыбаков также поставил под сомнение распространенный в научной литературе мифологический характер Трояна и признал возможной связь этого персонажа с римским цезарем Траяном (С. 421-439).

291 И. Срезневский. Древние памятники русского письма и языка (X—XIV веков). Общее повременное обозрение (изд. 2). — СПб., 1882. С. 80.

292 Mansikka. Ор. cit. S. 287: «нъ забыша Бога и в'кроваша, юже ны б'к тварь Богъ на работоу створилъ, то то они все богы прозваша, солнце и місяць, землю и водоу, зв'кри и гады, тосетьн'ке и челов'кцьска имена та

378

оутрия Трояна, Хърса, Велеса, Пероуна на богы обратиша, бесомъ злыимъ воровата, до и доселе мракъмь злыимъ одьржими соуть».

293 Mansikka. Op. cit. S. 289.

294 ПВЛ. С. 112. Аничков. (Там же. С. 264) считал, что периодизация языческих верований является отражением взглядов соборного клира киевской св. Софии. Однако анализ соответствующего отступления в Речи Фи-лософа говорит о русском происхождении упоминания о почитании рощ и вод, см. далее сноску 306. Слова из Речи Философа говорят в пользу точки зрения Брюкнера. Под их влиянием была составлена более поздняя периодизация языческих верований в Слове св. Григория о идолопоклонниках, Галь-ковский. 2. С. 24, 33; Аничков. Op. cit. С. 385.

29э Шахматов. Разыскания. С. 98.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017