Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

104 H. S. Nyberg. Die Religion des alten Iran. — Leipzig,, 1938 (Mitteilungen der vorderasiatischen-aegyptischen Gesellscgaft 43. Bd), S. 331. Из новой литее-ратуры к списку индоарийских божеств в этом договоре: М. Mayrhofen Die Indo-Arier im alten Vorderasien, Wiesbaden, 1966. S. 14-16,, 18; Dumézil, Mythe et épopée 1. S. 147-149; M. Vieyra. Les religions de VAnatolie antique //HDRel. 1/1970. S. 299. Особое положение, которое занимает в договоре Индар, выступающий в единственном числе, согласуется с ролью этого божества в древнейшей индийской мифологии. В. Махек (V. Machek, Name und Herkunft des Gottes Indra, Archiv Orientalni 12 (Praha, 1941). S. 143-154, особенно с. 149 nn.;

348

ср. его же: Essai comparative sur la mythologie slave II RES1. 23/1923, P. 51 nn.) утверждал даже, что Индра «сильный, мощный» (ср. польское «jçdrny», русское — «ядреный») был ипостасью индоевропейского обожествленного неба (dyäuS pitar) как его эпитет и определял бога, соответствующего Зевсу и Юпитеру. Не видно, однако, чтобы Индра представлял небо, а потому с большей долей вероятности допустим, что этот бог возник по какой-то модели из области «плодородного полумесяца» и присвоил себе некоторые атрибуты обожествленного неба, поскольку в мифе о грозе он занимал центральное место и вообще был самым большим и самым сильным божеством в древнейшей ведической литературе. См., напр. J. Gonda. Les religions de l'Inde l. Vèdisme et hindouisme ancien. — Paris, 1962 (перевод с немецкого). — P. 70-81, ср. P. 67; J. Varenne. La religion védique, HDRel. 1. — P. 598: «Индра — самый важный из богов, который присутствует во всех сюжетах». Отсюда аналогия с Зевсом.