Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

310

заботой о «заступничестве (за меня) перед Богом»1069. Обычно дарители приводят конкретную и личную цель: «ради спасения души моей» — pro remedio animq meq и эту формулировку бесконечно повторяет множество документов1070 , иногда, с просьбой распространить милость и на души предков1071, а также обеспечить спасение потомкам1072 . Если в качестве исключения и появляется мысль об успехе в земной жизни, то она остается в тени эсхатологических мотивов, всегда преобладающих1073. Из этого неизбежно вытекает вывод, что покровительства sacrum в делах земных добивались иными формами подаяний. Легко также предположить, что побуждало дарителей; впрочем, этому мы находим одно четкое свидетельство: Так, Петр Черный (Zerni) с женой и дочкой засвидетельствовали, что совершили пожертвование по божьему повелению и по совету многочисленных слуг божьих1074 . Иногда пожертвования сопровождала страшная формулировка проклятий, также эсхатологического содержания. Например, король Крешимир грозил тем, кто покусится на его пожертвование, гневом Бога и всех святых, проклятьем 318 отцов (церкви) и осуждением на страшном последнем суде вместе с дьяволом, его слугами и Иудой-предателем на муки в неугасимом пламени1075 . Перед этой картиной содрогались твердые сердца воинов, не знавшие страха перед бесами в своей земной жизни.

В чешских документах XI, а особенно XII века, при более разнообразных средствах выражения в актах пожертвований, можно найти подобные воззрения князей и вельмож на беспокоящую умы проблему будущей жизни. И здесь повторяется формула о спасении собственной души дарителя (remedio cmimq тее) и его близких как мотив пожертвования1076 . Говорилось также, что даритель желает обеспечить себе вечный покой1077 . Владислав I совершил пожертвование в пользу иоан-нитов «для отпущения моих грехов, для спасения моей жены и моих детей, а также за душу моего отца и моей матери и всех моих предков»1078 . Оломоуцкий князь Фридерик пожертвовал «ради укрепления надежды на вечную отчизну»1079 , а другой оломоуцкий князь Бржетислав желал быть вписанным «в книгу живота небесного»1080 . И в Чехии в качестве исключения встречаются в пожертвованиях упоминания о земных вещах, как например в пожертвовании Собеслава в пользу монастыря в Кадрубах, где выражалась надежда, что князь

311

благодаря молитвам монахов сохранит долгую жизнь и заслужит вечную награду1081. Однако основной концепцией пожертвований было посвящение материальных благ с целью достижения духовного счастья, что в изысканных выражениях было задокументировано, например, в актах дарения баварскому монастырю в Вальдсессене, откуда, без сомнения, идет формулировка этих документов1082 .


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017