Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

205

сумел склонить своих подданных вернуться к решению 968 года и развил миссию де-факто, а не де-юре, коль скоро с таким трудом он находил верующих. При Генрихе Готшалко-виче (ум. 1127) только княжеский двор исповедовал христианство, все население же было языческим. Наступил симбиоз христианского князя с языческим народом.

О правовом аспекте попыток христианизации у бодричей мы можем судить только на основании косвенных указаний. В то же время с полной ясностью он обнаруживается на за-паднопоморско-полабских землях княжества Вартислава, подчиненного Польше. Собственно в правовом аспекте принимают участие два фактора — знать и народ; позиция князя Вартислава относительно христианизации определилась еще раньше, когда он был криптохристианином, однако, не навязывая населению своей воли авторитарным способом, он осуществлял давление, чтобы отдельные земли или племена приняли решение о принятии крещения. В случае сопротивления грозила интервенция верховного князя Болеслава Кривоусто-го. Наиболее подробно соответствующая правовая процедура была описана в Пыжицах653 . Представители миссии обратились сначала к совету старейшин, которых в мягкой форме информировали о позиции князей654 . Миссионеры услышали от собравшихся ответ: то, что придется (так или иначе) сделать, старейшины сделают добровольно и охотно; вопрос был перенесен на форум народного веча, которое, к удивлению миссии, приняло решение быстро и без сопротивления655 . Удивление понятно, поскольку пример добровольного принятия крещения племенным органом было скорее исключительным явлением. Однако мы должны помнить, что пыжи-чане входили в состав более широкого — уже государственного — образования и действовали под его давлением, более того, проживая в соседстве и оставаясь в тесных контактах с Польшей, наверняка освоились и с новой религией. С их стороны не видно отсутствия доверия к свите Отгона. Они толпой окружили миссию и оказывали помощь в размещении лагеря епископа под городом. Все описание явственно свидетельствует, что решение, принятое в соответствии с правовым чувством населения, отвечало господствующим настроениям. Аналогичные настроения были распространены и в Камне, где миссию опередила прибывшая в город княгиня, жена Вартислава, тайно среди язычников исповедующая христианскую

206

религию, и, сообщив об успехе миссии в Пыжицах, получила подобное согласие населения656 . Так же было в Клодне (сейчас Клод ко во на Реге, к югу от Тшебятова), где также собрали «обильные плоды»657 , и в каком-то другом не названном городе, который, по-видимому, незадолго до этого был опустошен Кривоустым658. Только в Колобжеге епископ столкнулся со сдержанной позицией населения, так как значительная его часть {репе omnes) отправилась торговать на чужие острова659 . Однако это был не предлог уйти от решения, а опасение принятия решения по важному вопросу на вече в сокращенном составе; жители Колобжега также дали себя убедить епископу. И о последнем поморском городе Белогарде Херборд упоминал, что в нем «все добровольно обратились к Господу»660 , то есть удачное решение было единогласно принято на вече.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017